"Новая газета" про беспрецедентную зачистку и смену элит в МВД


Экспертное сообщество чуть ли не ежемесячно прочило отставку министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву. Считалось, что начавшаяся реформа милиции — прекрасный для этого повод, и назывался даже возможный преемник — генерал Михаил Суходольский. Но люди, имеющие прямое отношение к центральному аппарату МВД, отзывались о подобных предположениях скептически: уволят, но только после президентских выборов.

Оснований для подобных выводов было несколько, главное из которых — Нургалиев не был замечен в каких-либо крупных коррупционных скандалах, никогда не покушался на чужие поляны, не выстраивал свою бизнес-империю и не светился в «большой политике»; исполнителен, не амбициозен, не обладает деловой хваткой, не лидер, старается быть не публичным, а звезд ему достаточно и генеральских. То есть по нынешним российским меркам — идеальный служака.


В отличие от многих его замов, которые с точки зрения занятых ими позиций в современной российской элите весили много больше, чем их шеф, и откровенно саботировали любые его начинания. Да что там замы, помощники замов были в большем авторитете, чем четырехзвездный генерал, крутя судьбами и миллионами в особо крупных размерах.

Однако в полной мере отсаботировать реформу милиции не удалось, поскольку затеял ее не Нургалиев, а президент. С ведения которого разработка нового закона «О полиции» была поручена генерал-лейтенанту (ныне — генерал-полковнику) Александру Смирному — заму, наиболее лояльному министру. С тех пор борьба внутри ведомства обострилась до предела — о неприязненных отношениях Смирного и Суходольского было известно даже милиционерам, стоящим на министерской проходной.

И не важно сейчас: хороша ли реформа «от Смирного», плоха ли, сыровата или сойдет, — она принята и стала поводом для тотальной чистки, называемой для прикрытия «переаттестацией». Аудит милицейских начальников, в отличие от законотворчества, самому ведомству уже не доверили. Дело взял в свои руки с виду интеллигентный, но жесткий бывший разведчик — глава администрации президента Сергей Нарышкин, в аппарат которого и понесли компромат на милицейских генералов и полковников как по официальным каналам, так и тайными тропами — от разнообразных противоборствующих группировок, московских и региональных.

Сначала избавились от наиболее одиозных фигур. Одним из первых был уволен всесильный замминистра Аркадий Еделев, чья внушительная фигура слишком уж часто мелькала на застольях главы Чечни Рамзана Кадырова. Еделева сослали во вновь созданный Северо-Кавказский федеральный округ, откуда уже полпред Хлопонин быстро отправил его в отставку. Так же был снят начальник организационно-инспекторского управления МВД генерал Владислав Волынский, чье имя упоминалась в крупных коррупционных скандалах и который по должности как раз и должен был отвечать за переаттестацию. Далее пошли аресты наиболее зарвавшихся тыловиков, вроде генерала Чеишвили, и отправки на пенсию региональных начальников из числа тех, кого выносить уже не было совсем никакой возможности.

Но тут произошло печальное и, увы, ожидаемое: горы компромата выросли настолько, что с них стало видно: менять уволенных некому, все «хороши» в той или иной степени. И даже майора не поставишь на генеральскую должность, как когда-то, во времена чистки РККА, делал Сталин, потому что если генерал — просто жулик, то «заслуги» иного майора могут потянуть на пожизненное. Решили ротировать по возможности, отрывая от коррупционных корней, — это раз, два — выбирать из зол то, что меньшее. Так и появились странные на первый взгляд назначения, о которых плохо писали в прессе. Ну плохо, а делать-то что?

И вот со всем этим дурнопахнущим после перетряски хозяйством нужно теперь еще как-то справляться. Кому?

И — случились самые громкие отставки, которые наблюдатели сравнили даже с «переворотом де Голля»: на прошлой неделе одномоментно уволены три зама министра.

Первый зам Михаил Суходольский — «теневой» министр и реальный начальник, которого слушали внимательнее, чем Нургалиева. Генерал, сделавший при президенте Путине одну из самых стремительных карьер в МВД, отправился с понижением в город, где все для него началось, — в Санкт-Петербург.

Лишился своего поста начальник Следственного комитета МВД Алексей Аничин, чьи люди вляпались по самые уши в «дело Магнитского», затащив своего начальника в печально известный сенатский список «невъездных». Должность «начальник СК» — ключевая, поскольку именно следователи милицейского главка — основное оружие в борьбе за переделы сфер экономического влияния, средство отжимания заманчивых бизнесов и формирования того самого коррупционного параллельного бюджета, о котором все чаще и чаще говорят эксперты.

Еще один отставник — замминистра по блоку криминальной милиции, в структуру которого входит ужасный для российского бизнеса департамент экономической безопасности (ДЭБ), Евгений Школов. Его, как и однокурсника Путина генерала Аничина, считают креатурой ближайшего круга премьера. Школов — из разведки, и не просто, а из Дрезденской группы, в которой в это же время служил и Владимир Путин. Потому, очевидно, путь генерала был успешен, хоть и извилист: до того, как возглавить ДЭБ, он поработал вице-президентом в «Транснефти» вместе с другим сослуживцем премьера — Токаревым. ДЭБ — тоже не игрушки, это, конечно, не мозг, но руки бизнес-переделов и одна из самых эффективных крыш, если не считать чекистов.

На место внезапно уволенных пришли иные люди. Генерал Алешин, которого считают другом «идеолога реформ» Смирного, возглавит оперативный блок; однокурсник Медведева, начальник ГУВД Центрального федерального округа генерал Кожокарь — милицейское следствие (его первым замом останется недавно назначенная еще одна однокурсница президента — Татьяна Герасимова). А место Суходольского занял до того не засветившийся на московских паркетах и рублевках генерал Горовой, возглавлявший во времена Хлопонина ГУВД по Красноярскому краю и перебравшийся затем поближе к патрону — на Ставрополье.

Таким образом, на наших глазах произошла смена милицейских элит. Правда, сказать, что все это означает в предвыборный период, пока трудно — может быть, и ничего: ну убрались на праздник… Также вряд ли стоит говорить о том, что по параллельному теневому бюджету нанесен сокрушительный удар — его бенефициары и операторы находятся совсем в других местах и ведомствах, на которые пока никто не покушается.

Насколько эти кадровые перестановки смогут пробить коррупционный засор полицейского следствия и оперативного сопровождения — тоже вопрос: все-таки, как мы помним, из многочисленных и разнообразных зол выбирали меньшее (о ГУВД ЦФО, например, люди знающие очень даже наслышаны). Но шанс избавиться от тромбофлебита все же появился. Хороший прогноз могут дать дальнейшие аресты майоров и полковников, уж поверьте: там есть что посадить за решетку. А симптомом выздоровления стоит считать лишь перелом в самых знаковых делах, дающих ключ к разгадке основных коррупционных схем, — например, в том же «деле Магнитского».

Источник: novayagazeta.ru

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.