Кто помешает Лукашенко править пожизненно?


Отсутствие у батьки реальных конкурентов в оппозиции еще не значит, что конкурентов нет вообще.

Известный в Белоруссии предсказатель Павел Глоба сделал свой прогноз политического будущего страны: Александр Лукашенко будет находиться у власти еще как минимум 30 лет. Астролог сравнивает белорусского лидера с Фиделем Кастро и уверен: Батька победил бы, даже если решился бы провести кристально честные выборы.


Аналитический центр при администрации президента утверждает, что рейтинг действующего главы государства превышает 72%. И этой цифрой регулярно зомбируют белорусов по местному телевидению. Во время теледебатов кандидат от оппозиции Николай Статкевич в связи с этим посоветовал Лукашенко победить честно, «и тогда миллиарды долларов и евро пойдут с Запада в белорусскую экономику, и президенты, и премьеры нормальных стран не будут бегать от тебя, а, наоборот, начнут в очередь выстраиваться».

Действительно, все прекрасно понимают, что ни один из оппозиционных кандидатов не способен победить на президентских выборах в Белоруссии, будь они хоть трижды демократическими. Но означает ли это, что Глоба прав, и Лукашенко будет править еще 30 лет, а покинет свой пост (возможно, вперед ногами), только когда ему стукнет 86?

В том, что касается возможного реванша демократической оппозиции, нынешнему президенту Белоруссии беспокоиться особенно не о чем. Оппозиционное движение в стране всегда было очень слабым, и причин тому несколько. Во-первых, Белоруссия привыкла жить при диктатуре, потребность в сильной руке у белорусов, можно сказать, генетическая. В Белоруссии период политической оттепели был чрезвычайно коротким даже по сравнению с соседней Россией: всего-то 1991–1994 гг.

Во-вторых, за годы своего правления Лукашенко сумел выстроить идеальную вертикаль власти. Вертикали такого качества нет ни у правящего в России тандема, ни в каком-либо другом европейском государстве. «Очкуют все. Каждый может лишиться занимаемой должности, как бы высоко он ни находился, в один день», – так охарактеризовал ситуацию в стране один крупный предприниматель.

Шумиха, которая поднялась в России из-за отставки Лужкова, в Белоруссии невозможна в принципе. Лукашенко здесь назначает не только мэров и губернаторов, но даже директоров заводов и руководителей профсоюзных организаций. Причем делает это довольно изящно. Три года назад директора «Нафтана» Александра Боровского посадили в тюрьму за злоупотребление служебным положением, а через два года его выпустили досрочно и назначили управляющим в терпящем бедствие МАЗе. О прошлом забыли, хотя дело Боровского в момент его задержания гремело на всю страну.

Белорусский чиновник редко работает на одном и том же посту более пяти лет. Батька его либо увольняет, либо сажает в тюрьму. А если сажать не за что, переводит на другую должность. Практически никто из людей во власти не успевает, как Лужков, обзавестись нужной поддержкой номенклатуры. В итоге получается то, что получается: каждый человек, включая губернаторов и руководителей предприятий, непрерывно чувствует свою зависимость лично от Лукашенко, а потому делает все, чтобы понравиться президенту. Сейчас мэры городов в каждом публичном выступлении агитируют за Лукашенко, а начальники на заводах не видят ничего дурного в том, чтобы заставлять своих сотрудников подписываться на государственную прессу. К тому же, Белоруссия – страна маленькая, новости распространяются быстро, и в случае чего президент может сам в любой момент выехать на место происшествия и во всем разобраться лично.

В том, что страна небольшая, есть и еще один плюс для Лукашенко. Белоруссия, если говорить откровенно, мало кого интересует на международной арене. Она не особо привлекательна для бизнеса, потому что здесь живет всего девять с небольшим миллионов человек. Покупательная способность местных жителей очень низкая. Предпринимательская инициатива не развита. В геополитическом плане Белоруссия ничего собой не представляет. Поэтому демократической оппозиции здесь рассчитывать не на что. Ее уже почти не финансирует Запад, ей никогда (по крайней мере, до недавних пор) не давал денег Кремль. Ее не может поддержать даже местный бизнес, так как любая крупная фирма в стране заинтересована в поддержке властей. Белорусским оппозиционерам часто не хватает денег даже на листовки. Я уже не говорю о поддержке независимой прессы.

В результате, в Белоруссии сложилась такая ситуация, что в победе Лукашенко на выборах уверен не только Павел Глоба, но и сами оппозиционеры. Один из членов команды оппозиционного кандидата, который попросил не называть его имя, сам признался в беседе со мной: «Участие оппозиции в выборах – это просто попытка напомнить о себе, о своем существовании. Ну и деньги, конечно, какие-никакие. Реально же в победу никто не верит».

Конечно, по случаю выборов оппозиция пытается создать видимость, что значительная часть населения Белоруссии хотела бы ухода Лукашенко. Вечером 6 декабря Владимир Некляев собрал в Минске митинг своих сторонников. Пришло примерно полторы тысячи человек. С одной стороны, для оппозиции это успех. С другой стороны, сейчас все в стране знают, что на митинги можно ходить без опаски: ОМОН не будет избивать демонстрантов. Лушкашенко слишком сильно нуждается в признании выборов со стороны Запада. А если народ не боится, то почему не идет на митинги? Видимо, в победу не верят даже самые радикальные оппозиционеры.

Однако многолетнее бессилие белорусской оппозиции еще не гарантирует Лукашенко пожизненного президентства. Возможны и другие варианты. Например, замены президента Белоруссии может сильно захотеть Кремль. Но ставку он сделает не на оппозицию и выборы, а на кого-то из окружения Батьки. Идеальная кандидатура – нынешний премьер-министр страны Сергей Сидорский.

Источники в службе охраны Лукашенко говорят, что они с Путиным «не переваривают» друг друга, а вот своего белорусского коллегу российский премьер уважает. Для Кремля этот человек – идеальный кандидат: хозяйственник, сильный экономист, при этом своим успехом он будет обязан Москве. Такого сценария боится и сам Лукашенко, как-то отчитавший своего премьера: «Вы голый экономист, а не политик. Политик здесь я». Столь бурную реакцию президента белорусы услышали после того, как Сидорский попытался проявить заботу о народе, заметив, что увольнять людей с предприятий нельзя.

Кандидатура Сидорского устроит не только Кремль, но и большинство белорусов. Ведь Сидорский – единственный политик в Белоруссии (естественно, кроме самого Батьки), которого круглый год можно увидеть на экранах белорусского ТВ. А значит, люди его хорошо знают, и привыкли видеть на руководящих ролях. К тому же даже самые консервативные белорусы понимают, что менять президента раз в 15–20 лет все-таки стоит. Но оппозиция не годится, потому что радикальные перемены опасны. А вот проверенный преемник, как в России, – отличный вариант.

Источник: slon Автор: Дмитрий Герасимов

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.