Как жгут лесные чиновники
Похоже, что катастрофические лесные пожары стали «арбузной коркой», на которой вертикаль власти может потерять почву под ногами. Чиновники, даже самые главные, занервничали. Г-н Медведев предположил, что знаменитая и уникальная Российская Академия сельского хозяйства изучает жизнь на Марсе, и предложил ее закрыть. Его все больше устраивает виртуальная жизнь в Twitter'е, а не реальные коровы и семенной фонд.
Премьеру его спичрайтеры подсунули речь про то, что «И печенеги Россию терзали, и половцы, и псы-рыцари… Россия все выстояла, все пережила». Одним словом — и пожары переживем.
Но эту же словесную конструкцию, в которой вместо «псов-рыцарей» были татары и поляки, употребил на суде больше ста лет назад известный адвокат Плевако. Он защищал старушку, укравшую чайник за 50 копеек, и предложил судьям простить ее. Мол, печенеги, половцы, татары и поляки Россию-матушку безрезультатно терзали, а вот воровства чайника за 50 копеек Россия не выдержит. Судьи посмеялись и старушку простили. Так что спичрайтеры премьера явно нервничали и торопились, если использовали издевательские слова Плевако в столь трагических обстоятельствах. Примеров в нашей истории хватает с избытком.
Но не только нервы сдают у чиновничьего люда. Многие от страха откровенно врут, обрекают людей на гибель.
Трудно не заметить, насколько сильно новости последних дней напоминают фронтовые сводки. Все выпуски забиты сообщениями о лесных пожарах, волнами выжигающих сотни тысяч гектаров леса и тысячи сельских домов. «Огнем охвачены 17 субъектов федерации, самая напряженная борьба идет в Нижегородской, Воронежской, Владимирской, Рязанской областях… Мобилизованы войска, за последние сутки спасены 242 населенных пункта, три — сгорели. Погибли 40 человек, уничтожено 1257 зданий...»
Сходство с военными действиями подчеркивает тот факт, что картина, которую рисуют центральные телеканалы, очень далека от реальности. Масштабы пожаров и опасность занижены в десятки раз. Более того нам даже не показали истинное лицо врага. Это не огонь и не рекордная жара. Нынешнюю катастрофу предсказывали много лет назад. Эксперты категоричны: это не леса пылают, это горит новейшая система управления природным хозяйством.
Космическое око
Третий месяц подряд борьба с огнем ведется загадочным образом. Пожары тушат… бумагами, очаги возгораний заливают чернилами. Если местные власти сообщают о выгоревшей тысяче гектаров, читай — десять тысяч. Далеко не всегда правдивы и утверждения — огонь сбит, больше ничто не угрожает селам. Порой об очень крупных пожарах… просто молчат.
Нужны доказательства? Второго августа 2010 г. региональное управление МЧС по Ивановской области выпустило замечательный пресс-релиз. Людям сообщили: все пожары потушены, причин для беспокойства нет. Да и вообще нечего было волноваться, поскольку огонь лишь слегка лизнул регион, очаги возгораний не превышали 1,5 гектара.
Конечно, врать — не мешки ворочать. В действительности с начала июля в Ивановской области бушуют сильнейшие пожары. В этом может убедиться любой желающий с помощью космических снимков, выложенных в открытом доступе. К сожалению, у России не осталось ни одного собственного научного спутника. Но — на высоте 705 км — висят американские аппараты «Тера» и «Аква», оборудованные спектрорадиометрами МОДИС. Они снимают всю поверхность Земли не только в видимом, но и в инфракрасном диапазоне. Проще говоря, чуют тепло, поэтому картина пожаров как на ладони.
Благодаря этому можно с точностью до десятков квадратных метров определить, сколько именно и где горит лес. Ошибка минимальна. Так вот, по данным космического мониторинга, реальная площадь возгораний только в Южском и Пестяковском районах Ивановской области превысила 20 тыс. гектаров. Понятно, почему 29 июля местным властям пришлось эвакуировать поселок Демидово, где огонь от деревьев перекинулся на склады с мазутом.
Неподалеку от Демидова полностью выгорела деревня Петрушино. Ровно в тот день, когда местное МЧС отчиталось о полной победе над огнем, видимость на улицах одного из административных центров Ивановской области — города Южа с населением 14,7 тыс. человек — из-за дыма не превышала 10 метров…
Прыгайте в пруд!
Это далеко не единичный пример. В Иркутской области местное отделение МЧС занизило данные о пожарах… в 10 раз. Если верить сводкам ведомства, с начала летнего сезона огонь прошел площадь 10,5 тыс. гектаров. Вот только, когда развеялся дым и появились первые четкие космические снимки, стало ясно — реальная площадь гарей в Приангарье превышает 100 тыс. гектаров. Только в окрестностях крупнейших городов — Иркутска, Ангарска и Усолья-Сибирского — выгорело 70 тыс. га леса.
При этом фотографии не покрывают всю территорию Иркутской области, поэтому реальная картина намного хуже.
Конечно, трудно было не признать наличие пожаров, учитывая, что Иркутск полностью заволокло густым дымом. Но в той же Владимирской области МЧС вообще отрицало существование гигантского пожара на площади 10 тыс. гектаров. Официальные лица набрали в рот воды. И молчали до последнего, пока пламя не дошло до поселка Красный Маяк Ковровского района. Там жителям пришлось своими силами всем миром тушить избы на краю села. Пожарных не было, высокое начальство понаехало с большим опозданием. Первым делом оно запретило сельчанам общаться с прессой. Тем не менее «АН» стала известна такая история — один из высокопоставленных чиновников дал жителям замечательный совет: пожарные наряды прислать не успеем, но, если огонь перекинется на дома, — собирайтесь у местного пруда и в случае чего прыгайте в воду.
Что говорить — чиновники демонстрируют завидное человеколюбие во многих регионах. Например, в Республике Марий Эл, чтобы не пугать население, легким росчерком пера площадь пожаров уменьшили с реальных восьми до бумажных 2,5 тыс. гектаров. Там же прохлопали очень крупный пожар на Кокшайском тракте, из-за чего огонь успел распространиться на огромную площадь. Но местное отделение МЧС не растерялось — объявило, будто пожар начался на сутки позже. Зачем это нужно? «Если считать, что пожар возник 27 июня, то вроде как все действовали хорошо — огонь быстро заметили, оценили опасность, эвакуировали людей. Если же считать, что пожар возник 26 июня — а это достоверно известно из разных источников, — тогда вырисовывается другая картина. Пожар прозевали, в результате возникла чрезвычайная ситуация, причем прямо рядом с федеральной трассой», — объясняет представитель Гринпис России.
Но самое выдающееся достижение продемонстрировало отделение МЧС Рязанской области. В районе Касимовского лесничества разразились катастрофические по меркам Центральной России пожары общей площадью более 1 тыс. гектаров. Населению объявили — «горит 17 га», приукрасив реальность… ровно в 59 раз.
Вообще нынешним летом МЧС творит подлинные чудеса. Крупный пожар в глубине леса не потушить без специальных самолетов. Ведомство это знает, поэтому, если верить новостям, посылает крылатые пожарные амфибии Бе-200ЧС одновременно и в Липецкую область, и в Рязанскую, и на Дальний Восток. Без волшебства тут явно не обошлось. Потому что в парке МЧС всего четыре таких самолета, причем два из них — в нелетном состоянии…
Семь нянек леса
Очевидно, «пожарные небылицы» получили широчайшее распространение во многих регионах. Данные занижают в десятки раз, и эти липовые цифры ложатся на стол руководству страны и звучат в теленовостях. Тому есть две причины.
Во-первых, по действующему законодательству, за тушение лесных пожаров отвечает головой областное начальство — начиная с губернатора. Пожар площадью от 25 га считается особо крупным. Если с его тушением возникнут проблемы — чиновников ждет гигантский нагоняй из Центра. Так что они кровно заинтересованы занижать масштабы бедствий. «Часто случается, что на местах не желают беспокоить высокое начальство и наживать себе неприятности. Поэтому умышленно занижают данные о пожарах. Они делают вид, что в их районах все спокойно и помощь не требуется. В итоге могут сгореть деревни и пострадать люди», — подтверждают представители Всемирного фонда дикой природы (WWF).
Во-вторых, проблемы с тушением возникают сплошь и рядом, потому что тушить пожары некому. Об этом стоит рассказать подробнее. Кому следить за лесом, если три года назад в приступе шизофрении Госдума уничтожила лесную охрану? Как обычно, все делалось якобы из лучших побуждений.
«До конца 2004 г. система охраны лесов в России основывалась на так называемых обходах. Это участки леса, закрепленные персонально за работниками государственной лесной охраны, штатная численность которых по всей стране была около 70 тыс. человек», — рассказывает руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко. Основное в тушении лесного пожара — быстро обнаружить очаг. Поэтому лесники ходили с ранцевыми огнетушителями и могли быстро загасить только начинавшийся огонь. В течение пожароопасного сезона по периметру особо опасных лесных зон прокладывали полосы глубиной 2 м и шириной 5 метров. Вдобавок весь Центральный регион был покрыт наблюдательными лесопожарными вышками.
Теперь ничего этого нет. Сначала, в 2005 г. «охранные» полномочия лесников передали Росприроднадзору. Штат этой службы — всего 10 тыс. человек, к тому же они не обладают навыками тушения пожаров. Но это было полбеды. 1 января 2007 г. вступил в силу новый Лесной кодекс — и государственную лесную охрану… упразднили окончательно.
«Слуги» народа решили, что 80% лесных угодий отдадут в аренду частникам. И пусть они сами следят за пожарной безопасностью. Те наследили… «За три года, как ликвидировали государственную лесную охрану, площади лесных пожаров выросли вдвое. Резко сократилось финансирование профилактики пожаров. В России на это выделяется 1 руб. в год на гектар леса. В то время как, например, в США дают в 120 раз больше — 4 доллара. Кроме того, огонь не знает административных и ведомственных границ. Но борьба с ним строится именно по административному принципу. Например, пожарами в деревнях занимается МЧС, в лесу — Рослесхоз, а торфяниками не занимается вообще никто», — констатирует директор программ Института мировой безопасности Николай Злобин.
Итог понятен. Благодаря мудрым решениям партии и правительства в стране вместо прежних 70 тыс. осталось 10 тыс. инспекторов. Да и те неумелые. Как объясняют эксперты, по новым правилам более половины рабочего времени они тратят не на обход леса, а на подготовку различных бюрократических бумаг. Получается, работают вполсилы. Таким образом, в среднем один инспектор обслуживает… 300 тыс. га леса. Чего же удивляться огненному апокалипсису — он закономерен.
Пл материалам: www.argumenti.ru
0 комментариев