Прикосновенный резерв

Почему чиновник продавал уникальные истребители по 153 рубля за штуку



В пятницу суд арестовал чиновника, обвиняемого в продаже корпусов истребителей МиГ-31 по 153 рубля за штуку. Бывший сотрудник Федерального агентства по государственным резервам обвиняется в мошенничестве, совершенном в крупном размере: по версии следствия, нанесенный им ущерб составляет сотни миллионов рублей. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться в том, почему вообще оказался возможным данный механизм мошенничества с фюзеляжами уникальных истребителей.

В рамках уголовного дела о продаже корпусов самолетов МиГ по 153 рубля за штуку арестован бывший сотрудник отдела мобилизационных резервов управления Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерва) по Приволжскому федеральному округу, сообщает пресс-служба Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ.


«Следствием установлено, что в 2007 году 41-летний обвиняемый, используя свои служебные полномочия, совершил путем обмана хищение четырех самолетов модели МиГ-31. В результате его незаконных действий государству был причинен ущерб на сумму, превышающую 466 млн рублей. По ходатайству следователя судом в отношении обвиняемого 1 апреля 2010 года избрана мера пресечения в виде заключения под стражу», – говорится в сообщении ведомства.

Обвиняемому инкриминируется ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»), предусматривающая наказание до 10 лет лишения свободы.

О том, что в деле появился фигурант, в СКП сообщили 26 марта, после того как ему было предъявлено обвинение. Вину в совершенном преступлении обвиняемый не признал.

Факт незаконной сделки вскрылся после того, как отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Нижегородской области совместно с сотрудниками местного управления ФСБ РФ провели проверку соблюдения законодательства при продаже материальных ценностей, хранившихся на оборонном предприятии ОАО «НАЗ «Сокол».

«В ходе проверки установлено, что в период с 26 октября 2006 года по 12 июля 2007 года неустановленные должностные лица Приволжского территориального управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу, используя свое служебное положение, незаконно включили в список реализуемых из государственного резерва материальных ценностей четыре планера (конструкция самолета без двигателя и вооружения) МиГ-31.

В результате этого хранившиеся в ОАО «НАЗ «Сокол» и не подлежавшие продаже сверхзвуковые истребители-перехватчики дальнего действия были куплены подставной фирмой ООО «Металснаб», которая не имела права на торговлю оружием и военной техникой», – сообщили в Генпрокуратуре.

По данным следствия, оценка стоимости планеров самолетов МиГ-31 производилась одной из нижегородских фирм-оценщиков и была ею значительно занижена. Так, согласно отчету об оценке, стоимость одного планера самолета МиГ-31 оценена в 153 рубля. Она была принята за начальную цену при проведении торгов, по которой планеры самолетов и были реализованы коммерческой организации. При этом стоимость одного корпуса составляет не менее 116 млн рублей.

Имя чиновника, фигурирующего в материалах дела, следствие не называет, но по данным газеты «Коммерсантъ», речь может идти о бывшем начальнике отдела Андрее Силякове, который уволился из приволжского управления ведомства в сентябре прошлого года. По словам источников издания, после того как корпуса МиГов купила коммерческая структура обвиняемого чиновника, в течение двух дней они по документам были проданы через цепочку из шести фирм-однодневок, зарегистрированных в Чувашии и Москве. В результате ряда фиктивных продаж цена планеров существенно выросла. При этом МиГи все время находились на ответственном хранении на территории завода «Сокол». Этому же предприятию они в итоге и были проданы за 3 млн рублей неким ЗАО «Главснабресурс»: авиакомплекты были необходимы «Соколу» для выполнения государственного контракта с Сирией.

В начале марта этого года по собственному желанию уволился руководитель управления Росрезерва в ПФО Владимир Милюков, однако официально его отставку со скандалом с МиГами не связывают.

Несомненно, данное уголовное дело имеет некую криминальную подоплеку: закон был явно нарушен в части «продажи» планеров фирме, которая не имела на то соответствующей лицензии. Возможно, при этом присутствовали и некоторые «попилы» и «откаты», разобраться в том, кто нагрел руки на сделках, – дело следствия. Между тем речь шла о выполнении государственного экспортного заказа, для которого предприятию требовалось восемь планеров. И программа, вероятно, имеет конкретные сроки исполнения. Как уже сообщалось, самолеты из госрезерва находились на территории завода на ответственном хранении. То есть, согласно договору с Росрезервом, завод не имел права производить на них никаких работ, кроме оговоренных − консервации и периодического осмотра.

Но дело в том, что вывод самолетов из госрезерва законным путем представляет собой очень длительную бюрократическую процедуру, для которой требуется едва ли не специальное решение правительства. На это требуется время, что чревато срывом выгодной сделки. Процедура списания – много проще. Поэтому схема, когда находящееся на хранении имущество списывается «на иголки», а затем приобретается предприятиями для ремонта, модернизации и дальнейшей продажи, в российском ОПК довольно распространена. При этом цена «металлолома» действительно сильно занижается, чтобы в результате изделие, покупаемое предприятием, не стало золотым после цепочки посредников, юристов, оформлений. В результате цена действительно подрастает на порядок, и тут, несомненно, есть место для коррупционных схем.

vz.ru

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.