«Россия не понимает, что следующий «караван свободы» отправится к ее границам»



Операция израильского спецназа против «Флотилии свободы» может стать поворотным моментом в истории ближневосточного конфликта. Ситуацию в регионе разъясняет президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

— Биньямин Нетаньяху назвал волну критики, которая поднялась в СМИ после штурма турецкого судна, «приступом международного лицемерия». Разделяют ли его позицию политические оппоненты из левоцентристских израильских партий?

— По вопросам внешней политики нынешнему кабинету министров удалось достичь национального консенсуса. Критиков Нетаньяху называют пораженцами, а Кнессет рассматривает законопроект о лишении депутатской неприкосновенности представителей арабских партий, поддерживающих контакты с враждебными Израилю режимами и участвовавших в походе «Флотилии свободы». По всей вероятности, этот законопроект пройдет. Что касается блокады сектора Газа, израильтяне настроены весьма решительно: корабли, которые попытаются ее прорвать, будут остановлены, а те, что остановить не удастся, — потоплены. Это война. Такая же война, как велась на Кавказе два года тому назад после гибели российских миротворцев в Цхинвале. И по законам военного времени караваны, отправляющиеся на помощь противнику, могут быть уничтожены. Когда разразится ирано-израильский конфликт, Тегеран рассчитывает зажать еврейское государство в клещи с юга и севера с помощью проиранских движений ХАМАС и «Хезболлах», поэтому израильтяне делают все возможное, чтобы заранее уничтожить хотя бы один иранский плацдарм на Ближнем Востоке. В Палестине им это сделать намного проще, чем в Южном Ливане.

— Справятся ли израильские военные с этой задачей, если будут действовать так же топорно и неуклюже, как в случае с «Флотилией свободы»?

— Конечно, штурм «Мави Мармары» — это провал руководства ЦАХАЛ, которое продемонстрировало полный непрофессионализм и отсутствие стратегического мышления. Вообще мнение, что евреи — умный народ, не более чем миф. Среди представителей израильского военного истеблишмента хватает самоуверенных малограмотных идиотов, которые убеждены, что стоит солдату в кокарде со звездой Давида появиться на горизонте, как все сломя голову разбегутся в разные стороны. В случае с арабами это действительно так, ведь они на собственной шкуре испытали, чем может обернуться убийство израильского десантника. У турок такого опыта нет. И в следующий раз командиры ЦАХАЛ должны учитывать, что на испуг новых противников не возьмешь. Существует версия, что, дав добро на штурм турецкого судна, министр обороны Эхуд Барак решил устроить своим десантникам тренировку в боевых условиях, максимально приближенных к реальности, чтобы они избавились от излишней самоуверенности и не прыгали на борт вражеского судна с оружием для игры в пейнтбол. Однако, думаю, печальный опыт с «Мави Мармарой» доказал, что на штурм кораблей, пытающихся прорвать блокаду Газы, следует посылать тюремных охранников или те подразделения полиции, которые специализируются на разгоне демонстраций.


— Главный результат операции ЦАХАЛ — разрыв с Турцией, которая с момента основания государства Израиль является его единственным союзником на Среднем Востоке…

— Думаю, что по существу инцидент у берегов Газы ничего не изменил. Турция давно уже отвернулась от Иерусалима и присоединилась к антиизраильскому блоку Сирии и Ирана. Если обратить внимание на то, как безропотно снес арабский мир проведенную на днях операцию по ликвидации группы морских коммандос ХАМА С, становится очевидным, что турки намеренно обостряют ситуацию. Внешнеполитические игры правительства Эрдогана никак не связаны с интересами палестинцев. Забота Анкары о жителях Газы особенно трогательна, учитывая то, как вели себя по отношению к ним чиновники Османской империи до прихода англичан в 1917 году. Поход «Флотилии свободы», который обошелся Турции в несколько десятков миллионов долларов, в первую очередь был хорошо спланированной провокацией. Никто, конечно, не стал бы ломать копья из-за ста тонн просроченных лекарств, подмоченных игрушек и не очень свежих продуктов питания. Однако основным грузом, который пыталось доставить турецкое судно в Газу, были стройматериалы для бункеров, и Израиль не мог допустить, чтобы они попали в руки боевиков ХАМАС.

— Но зачем Турции провоцировать еврейское государство?

— В надежде укрепить свои позиции в регионе, Анкара решилась на геополитическую революцию, заменив Египет и Саудовскую Аравию в роли лидера суннитского мира, представив себя главной защитницей мусульманских интересов в конфликте с Израилем и срежиссировав ситуацию, когда те самые европейские правозащитники, которые утюжили нас в свое время за Чечню и Грузию, предоставили ей карт-бланш на совместные действия. Кроме того, накануне большого ближневосточного конфликта Турция заключила договор о разделе сфер влияния с Ираном. Правда, эксперты предсказывают, что в ближайшее время одна из сторон его нарушит. Достаточно вспомнить, как в 1939 году два известных европейских лидера поделили Польшу…

— В ответ на действия ЦАХАЛ турки объявили о прекращении военного сотрудничества и отказались продлить газопровод «Голубой поток 2» в Израиль. Насколько болезненны эти меры для Иерусалима?

— Демарши Анкары выглядят довольно комично. Ведь Израиль не так давно отказался продавать Турции современное оружие из опасений, что оно может попасть в руки террористов, и угрозы прервать связи между военно-промышленными комплексами двух стран вряд ли могут испугать правительство Нетаньяху. Что же до обещания лишить Израиль российского газа: оно также не особенно заботит евреев, которые неделю назад обнаружили обширное газовое поле в своих территориальных водах. Стоит отметить, что жесткую антиизраильскую политику Эрдогана не поддержала турецкая оппозиция и даже лидер крупнейшего исламистского движения «Нур» Фетхуллах Гюлен, который до последнего времени покровительствовал правящей партии, отвернулся от нее. Тем не менее, если Эрдогану удастся удержать власть, он продолжит свои внешнеполитические игры и добьется разрыва дипотношений с Израилем.

— Как относятся к этим играм в Соединенных Штатах и Европе?

— Америка действует по принципу divide et impera, стравливая Турцию и Израиль. В Вашингтоне многим не нравится, что Анкара дистанцируется от западного проекта, заигрывает с Ираном и за спиной США договаривается с ним о разделе сфер влияния в Ираке. С другой стороны, Израиль также не слишком симпатичен администрации Обамы, которая все чаще воспринимает его как преграду для продвижения американских интересов на Ближнем Востоке и даже отважилась недавно на беспрецедентную попытку денуклеаризации еврейского государства. В Иерусалиме прекрасно понимают, что американский президент — великий популист, человек, который хватается за любую возможность остаться в истории. Решающее влияние на Обаму оказывают ультралевые евреи, входящие в администрацию США. Они убеждают президента, что в его силах разрубить гордиев узел ближневосточной политики, заставив Израиль пойти на уступки в стратегических вопросах. Не исключено, правда, что накануне ноябрьских выборов в конгресс демократы смягчат давление на Иерусалим и откажутся от антиизраильской риторики, чтобы вернуть себе доверие электората, который не очень доволен тем, что Соединенные Штаты сдают своего традиционного ближневосточного союзника.

Что касается Европы, то здесь проживают несколько миллионов мусульман. И не случайно бен Ладен обещает восстановить исламское владычество на Пиренейском полуострове: многотысячные демонстрации в Мадриде в поддержку Палестины доказывают, что это не пустые обещания. Пора уже признать, что радикализация и исламизация Европы — объективные процессы, способствующие росту антиамериканизма и антисемитизма. Не стоит сбрасывать со счетов и европейских неонацистов, которые готовы вступить в антиизраильскую коалицию с исламским миром.

— С приходом к власти правительства Нетаньяху, в котором как никогда сильны позиции выходцев из бывшего СССР, Израиль попытался реализовать формулу стратегического сотрудничества с Москвой. Однако крайне негативная реакция Кремля на штурм «Мави Мармары», похоже, ставит крест на российско-израильском сближении…

— Такое ощущение, что российские дипломаты не понимают, что скоро караваны с теми же евродепутатами, правозащитниками и исламистами могут пойти в нашу сторону. Сегодня мы осуждаем «израильскую агрессию», но как мы будем действовать завтра, когда Саакашвили пошлет какой-нибудь корпус мира с зелеными оливковыми ветками штурмовать границы Осетии? И, самое главное, зачем России портить отношения с Израилем, который является, пожалуй, единственным государством, способным помочь нам в модернизации ВПК? К чему отказываться от заманчивого предложения Нетаньяху сделать «Газпром» оператором израильских газовых полей и составлять гневные дипломатические реляции в духе советской дипломатии?

odnakoj.ru

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.