Особенности управления эллинистической державы Селевкидов

Государство Селевкидов – одно из самых значимых государственных образований эпохи эллинизма. На пике своего могущества оно расположилось на бескрайних просторах Азии от современных Малой Азии до Среднеазиатского региона, включая в себя бесчисленное множество различных народов и народностей с их самобытным укладом жизни, языком и культурой. Формирование этого государства пришлось на период IV–III веков до н.э., последовавший за эпохой великих завоеваний Александра Македонского. Это время принято назвать «войнами диадохов». Одним из диадохов был основатель династии Селевкидов – Селевк I, получивший впоследствии прозвище Никатор. Будучи талантливым полководцем и великолепным администратором, он сумел построить сильное государство, которому суждено было просуществовать до 64 г. до н.э., когда оно было преобразовано в римскую провинцию.
Главной функцией этой державы является, обеспечение эксплуатации покоренных народов. Держава Селевкидов была создана силой оружия. Исход сражений определял, будет ли тот или иной город принадлежать дому Селевка. В результате потомки Никатора властвовали над совокупностью разнородных городов и народов, каждый из которых вошел в состав державы своим особым путем.
Царская власть – это один из фундаментов, на котором базировались все эллинистические государства. Основой царской власти диадохов являлось право победителя. В условиях постоянных войн и конфликтов это право становится одним из государственных образующих принципов. На праве победителя базируется «право копья», согласно которому, территория, завоеванная одним царем у другого, переходила в его вечное владение, но при некоторых условиях, включающих личное участие царя в войне, разгром противника в сражении именно на его территории, оккупация рассматриваемых земель, присоединение только фактически покоренной местности.

В организации управления царства Селевкидов также наблюдается своеобразное сочетание местных я греко-македонских элементов. Характерные особенности внешнего оформления царской власти: пурпурные одежды, диадема, пышный церемониал, царский культ, с которым была связана идея происхождения царского рода от божества, — свидетельствуют о заимствованиях с Востока. Всё это должно было содействовать поддержанию авторитета центральной власти и политического единства державы. Высшие сановники царства Селевкидов, как и других эллинистических государств, носили титулы «друзей», «родственников». Они стояли во главе отдельных отраслей центрального управления. Доверие со стороны царя к родственникам и «друзьям» делали эти категории наиболее востребованными в системе государственного управления. «Друзья» как изначально военная категория были задействованы в крупных военных операциях. Они также могли управлять отдельными сатрапиями, возглавлять посольства. Институт «друзей» не был однороден.
В судебной организации резко проявлялась социальная дифференциация: существовали особые судьи для высших и низших слоев населения. В отличие от Египта в державе Селевкидов не было, разветвлённой административной системы, и государство играло меньшую роль в хозяйственной жизни страны представляло собой военно-административное объединение, и вопрос об армии имел здесь первостепенное значение.
Состав войска был так же разнообразен, как и состав всего государства. Во всех сатрапиях, в крепостях и городах находились царские гарнизоны. Основные силы состояли из тяжеловооружённой пехоты, которой принадлежала решающая роль в военных столкновениях, из многочисленных отрядов всадников и особых отрядов войск, располагавших колесницами, осадными орудиями.
Социально-политическую жизнь державы Селевкидов характеризуют столь же острые социальные противоречия, как и в Египте. В городах происходила ожесточённая борьба между богатыми и бедными. Деятельность ростовщиков приводила здесь, как и в городах Балканского полуострова, к массовому разорению, долговой вопрос являлся одним из наиболее жгучих вопросов общественной жизни. Социальные противоречия усугублялись соперничеством и борьбой отдельных городов, племенной и религиозной рознью, династическими распрями.

ВЫВОД
Государство Селевкидов – уникальный исторический феномен, сочетающий в себе восточные и западные черты.
• Государство Селевкидов формировалось в своеобразной политической обстановке – период войн диадохов – что оказало большое влияние на становление и развитие основных политических институтов: царская власть, «друзья», войско. По форме правления является абсолютной монархией (эллинистическая монархия) – вся власть была сосредоточена в руках одного человека – царя, наследование престола происходило от отца к сыну.
• Особые взаимоотношения между царской властью, полководцами и войском предопределили форму правления как военную монархию, для которой характерны: персональный характер царской власти Селевка I, взаимозависимость царя и войска, военно-политический союз центральной власти и местных элит.
• Не менее сложными были и внутриполитические проблемы государства Селевкидов. Оно охватывало огромную территорию, большое количество различающихся по уровню социально-экономического развития и характеру политической организации обществ, что делало задачу поддержания единства в государстве чрезвычайно сложной. Другой важнейшей особенностью этого государственного образования было то, что оно возникло в результате завоевания македонянами и греками Востока. Поэтому основная функция государства заключалась в обеспечении эксплуатации покоренных народов завоевателями.
• Административно-территориальное устройство государства Селевка делилось на сатрапии, в каждую из них входило несколько епархий; всего сатрапий насчитывалось 72. Возглавлявшие их сатрапии имели дело уже непосредственно с городами и комами. Главой всего финансового ведомства был управляющий доходами; ему были подчинены диойкеты и экономы в сатрапиях, следившие за взиманием сборов и за расходованием средств.
• Особое место в процессе формирования государства Селевкидов занимала колониальная политика. Первоначально все поселения, основанные при Селевке I, были военными колониями, и только к концу его правления некоторые из них приобрели статус полисов.
• На управление державой оказывала влияние религия: Элинны, населявшие как все крупные города Империи, так и некоторые сатрапии, исповедовали греческую религию бога Зевса, остальные же племена поклонялись своим богам. Цари обожествлялись.

Источники:

1. history.rin.ru/text/tree/278.html 20.06.2012
2. maxbooks.ru/hellene1/gromy85.htm 20.06.2012
3. ru.wikipedia.org/wiki 21.06.2012
4. vslovare.ru/slovo/tzarstvo-selevkidov 21.06.2012

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.