Структура власти в Австралии и Папуа - Новой Гвинее

Первая мировая война и последовавшие вслед за ней экономические и политические кризисы в ведущих колониальных державах способствовали подъему национально-освободительного движения на зависимых территориях. Однако на тот момент еще не были сформированы социальные силы, способные результативно противостоять метрополиям. Интенсивный распад системы империализма начался после Второй мировой войны. Папуа-Новая Гвинея и Австралии были колониями Британской Империи, что обуславливает развитие институтов политической власти в этих государствах.

Данное эссе поможет выявить особенности развития государственной власти в Австралии и Папуа-Новой Гвинее, а так же показать, как происходит внедрение и развитие демократических основ в системе управления бывших колоний Британской короны.

Целью настоящего эссе является анализ систем государственного управления Австралии и Папуа-Новой Гвинеи, в связи с обозначенной цельно необходимо решить ряд задач: обозначить особенности систем управления этих стран; выявить их схожие и различные черты, а так же их достоинства и недостатки.


Объектом настоящего эссе является система управления в Австралии и Папуа — Новой Гвинее в целом; предметом — их особенности, отрицательные и положительные свойства, сходства и различия.

Австралия (Австралийский союз) обрела независимость от Великобритании в 1986 г., Папуа — Новая Гвинея (Независимое государство Папуа — Новая Гвинея) — в 1975 г. от Австралии. На данный момент оба государства состоят в Содружестве наций, номинальный глава — британский монарх, представленный генерал-губернатором на этих территориях. Форма правления — конституционная монархия.

В Австралии генерал-губернатор назначается английской королевой; он утверждает кандидатуру на пост премьер-министра, предложенную Австралийским парламентом, причем отклонить кандидатуру он не может.
В Папуа — Новой Гвинеи же генерал-губернатор назначается парламентом сроком на 6 лет простым большинством голосов, из чего можно сделать вывод о том, что это государство имеет форму парламентской монархии.

Конституция предоставляет генерал-губернатору довольно широкие права, но на практике он выполняет только представительские функции и имеет лишь консультативный голос при обсуждении важнейших для страны решений.
Законодательная власть в Австралии представлена двухпалатным Парламентом, состоящим из Сената (76 сенаторов) и Палаты Представителей (150 депутатов), что обусловлено федеративным устройством страны. Верхняя палата- Сенат, избирается по партийным спискам сроком на 6 лет, при этом каждые 3 года половина Сената переизбирается. Нижняя — Палата Представителей, в которую депутаты избираются по одномандатным округам сроком на 3 года по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства с преференциальным голосованием. Кроме того в парламент входит генерал-губернатор.

В отличие от Австралии, в Папуа – Новой Гвинее однопалатный Национальный Парламент, состоящий из 109 членов (20 членов от провинций и 89 от населения) избираемых прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет.

Исполнительная власть в Австралии принадлежит Правительству, возглавляемому Премьер-министром, который является лидером политической партии, набравшей большинство голосов в Палате Представителей. Другие министры избираются из членов обеих палат парламента, причем большинство из них являются членами нижней палаты. Максимальное число министров 30 чел. По традиции, принятой обеими крупнейшими партиями страны, премьер-министр и «старшие» министры формируют кабинет, остальные же («внешние министры») лишь участвуют в дискуссиях кабинета при рассмотрении дел, входящих в их непосредственную компетенцию. На практике исполнительная власть доминирует.

В Папуа — Новой Гвинее исполнительная власть принадлежит так же Правительству страны (Национальный исполнительный совет) во главе с Премьер-министром, который определяет его состав. Правительство несет ответственность за свою деятельность перед парламентом, который может выдвинуть ему вотум недоверия.
Высокий суд Австралии представляет собой федеральный судебный орган, осуществляющий надзор за соблюдением конституционных норм в законодательстве и являющейся апелляционным судом высшей инстанции. Члены Высокого суда (в составе главного судьи и шести судей) назначаются действующим правительством.
К прочим судам федеральной юрисдикции относятся Семейный суд Федеральный суд (разрешение широкого круга вопросов – таких, как банкротство и административные жалобы), Суд трудовых отношений. Кроме того, суды штатов наделены функциями правового надзора за федеральным законодательством.

На федеральном уровне судебная системы Папуа — Новой Гвинеи представлена Верховным судом, который носит характер заключительного апелляционного суда и решает вопросы, связанные с нарушением конституционных основ. Далее идет Национальный суд, в юрисдикцию которого входит рассмотрение дел и апелляций на решения нижестоящих судов на уровне провинций. Главный судья, который является председателем и Верховного суда и Национального, назначается главой государства, действующим в соответствии с рекомендацией Национального исполнительного совета. На основе этого можно сделать вывод о преобладании исполнительной власти.

Другие судьи Верховного и Национального судов назначаются Комиссией судебной и правовой служб. Контроль над соблюдением прав и свобод граждан осуществляет служба в составе Главного Омбудсмена и Комиссии Омбудсмена.

В судебной системе Папуа — Новой Гвинее действуют так называемые деревенские суды, рассматривающие малозначительные преступления в соответствии с обычным правом, в которые входят преимущественно представители племенной знати и лишь в незначительном числе — профессиональные юристы. Наличие таких судов объясняется, прежде всего, племенным составом данной страны и силой традиций.

Административно- территориальное деление Австралии носит федеративный характер и представлено 6 штатами, двумя материковыми территориями и другими более мелкими территориями. На региональном уровне каждый штат и материковая территория имеет свою конституцию и законодательный орган: однопалатный в Северной территории, Территории федеральной столицы и Квинсленде и двухпалатный в остальных штатах. Нижняя палата — Законодательная ассамблея (в Южной Австралии и Тасмании — Законодательное собрание), верхняя — Законодательный совет. Главами правительств штатов являются премьеры, а территорий — главные министры. Кроме того, в каждом штате действует представитель генерал-губернатора, которые выполняют аналогичные функции.

Штаты обладают значительными властными полномочиями: федеральный парламент может отменить любое решение парламента штата, но федеральное законодательство имеет верховенство над законодательством штатов только в тех случаях, которые предусмотрены в параграфе 51 Конституции.

Что касается органов местного управления, то они представлены в округах выборными советами (законодательные органы), члены которых избирают из своего состава мэра. Местные органы власти Австралии являются менее полномочными, чем в других западных демократиях: их компетенция распространяется как правило лишь на сферу социальных услуг и управления государственной недвижимостью.

Исходя из характеристики положения регионов и центра, можно сделать вывод о том, что Австралия является децентрализованным государством с большими полномочиями региональной власти.

Территория Папуа — Новой Гвинеи делится на 19 провинций и 1 автономный район. Полномочия власти провинций определена Органическим законом 1980 г. Каждая провинция имеет свою хартию, которая предоставляется по решению парламента от имени главы государства, которой формально является британская королева. Местная власть представлена провинциальным собранием и правительством во главе с премьер- министром провинции, создание и полномочия которых предусматривается провинциальной конституцией.
В 1995 г. Национальный парламент принял закон, по которому премьеры провинций должны избираться из числа депутатов Национального парламента от этих провинций. В случае неудовлетворительного управления центральное правительство может сместить правительство провинции, но для этого требуется утверждение парламента.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в Папуа-Новой Гвинеи и Австралии преобладает исполнительная ветвь власти, что характерно для бывших колоний, но, несмотря на превалирование одной из властей, в обеих странах наблюдается высокой развитие демократических политических институтов (разделение властей, деятельность Комиссии Омбудсмена в Папуа-Новой Гвинеи и пр.).

Кроме того, для этих стран характерно назначение на должность Верховного судьи представителем исполнительной власти (главой государства и правительством соответственно), что также указывает на доминирование исполнительной власти.

Оба государства являются децентрализованными, предоставляя широкие полномочия регионам и провинциям, что определяет демократический характер взаимодействия верховной и местной властей.

Таким образом, оба государства, в прошлом находящиеся в колониальной зависимости от Британской Империи, в управлении опираются на демократические ценности, но реализация этих принципов на практике различна. Австралия является развитым демократическим государством, что обусловлено целенаправленной политикой Великобритании, которая получила название «белой Австралии»: заселения Австралии представителями европеоидной расы, а Папуа-Новая Гвинея находится на стадии развития демократия и представляет ее переходный тип.

Будущим исследователям данного вопроса следует обратить внимание на: историческое развитие бывших колониальных государств, каким образом колониальное прошлое влияет на эволюцию системы государственной власти.

Список использованных источников:
1. Конституция Австралии — URL: www.mykpzs.ru/konstituciya-avstralii-1900-rus/
2. Бутинов, Н. А. Краткие исторические сведения. — СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. — 382 с.
3. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. Под ред. Сухарева А.Я. 3-е изд. — М.: Норма, 2003. — 976 с.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.