Участники конфликта в Михайловске отправились за решетку
Участники конфликта в Михайловске отправились за решетку
Сергей Трегубов жил с родителями в городе Михайловске. Казалось, все в его жизни было хорошо: нормальная работа, оптимистичные планы на будущее – он давно уже встречался с девушкой, и они собирались вскоре пожениться. Но события прошлого года перечеркнули все его благополучное существование.
Седьмого марта он со своим товарищем Виталием Поповым (оба работают таксистами) находился в селе Большая Джалга Ипатовского района – именно оттуда родом невеста Сергея. Около полуночи все вместе они собирались выехать в Ставрополь, и по пути Сергей заскочил в кафе «Вечер» купить сигарет. Через пару минут невеста и друг увидели, что Сергея вывел на улицу какой-то парень-кавказец, настроенный явно агрессивно. Вслед за ним из дверей вывалила толпа – в общем, досталось и Сергею, и бросившемуся на помощь Виталию. По словам девушки, молодых людей свалили на землю и стали избивать ногами. Потом на шум сбежались люди, они и остановили буянов.
Обращаться в милицию друзья не стали, впрочем, и в больницу тоже. Но и безнаказанными их обидчики не должны остаться – всю дорогу и в последующие дни они говорили о том, как отплатить джалгинцам. Дату назначили на 13 марта. Обзвонили знакомых, рассказали о случившемся. Мстителей откликнулось человек двадцать. Пришлось брать две маршрутные «Газели» – коллеги не отказали им в такой услуге. Собирали участников поездки по домам, с собой они прихватили бейсбольные биты, резиновые дубинки, палки, куски арматуры.
— Я взял травматический пистолет, это не мой, мне дал его Виталий Попов, – позже расскажет следователю Трегубов.
Вскладчину заправили машины и купили пива. Поскольку пассажиры были в основном не знакомы друг с другом, придумали метку – белую повязку на руку, чтобы свои случайно не попали «под раздачу». В Большую Джалгу прибыли в одиннадцать ночи. В кафе было многолюдно. Чтобы никто и не подумал уйти, Трегубов выстрелил вверх:
— Сидеть!
Он не единственный был с пистолетом, травматическое оружие было еще и у Дмитрия Фертикова. Предупредительными выстрелами не обошлось: некоторые посетители кафе получили ранения резиновыми пулями, в том числе и школьник Иван Кононенко – он заскочил в кафе, чтобы купить бутылку воды. Уже на выходе люди из подъехавших маршруток затолкали его внутрь кафе, ранив в ногу. Две пули в бедро получил еще один учащийся местной школы – Александр Горбоконь.
В числе тех, по чьим головам и спинам прошлись битами полуночные гости, А. Абдуллаев, С. Лепшоков, М. Мирзалабагандов и другие – всего десять человек. Были ли среди них те, кто также избивал чужаков седьмого марта, сказать трудно. «Гости» крушили мебель, посуду, оборудование. Все это продолжалось минут пять, после чего погромщики дружно удалились.
Не рассмотрев на «газельках» госномеров – они были явно замазаны грязью, – пострадавшие догадались позвонить в милицию и даже сели «на хвост» маршруткам. «Вели» их до села Дмитриевского Красногвардейского района. Увидев, что впереди ждет экипаж ГИБДД, михайловские мстители попытались освободиться от улик – в окна полетели пистолеты, биты, палки. Одна из машин проскочила мимо гаишников, проигнорировав требование остановиться, но далеко уйти не смогла. Вскоре всю бригаду доставили в Ипатовский ОВД. Самые активные участники «вечеринки» были заключены под стражу, другие отпущены под подписку о невыезде.
Суд состоялся почти через год. Председательствующий судья О. Новикова читала приговор ровно час – бравада и напускная бодрость «героев» процесса постепенно растворились. Чем дальше чтение, тем больше склоненных голов, тем тяжелее тишина в полном зале. Суд проходил в особом порядке судопроизводства, а это говорит о том, что подсудимые изначально признали себя виновными.
Все восемь человек, попавшие на скамью подсудимых, получили реальные сроки наказания по статье 213 (за хулиганство) с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Инициаторы «визита» в кафе С. Трегубов и В. Попов отправились за решетку соответственно на 1 год 4 месяца и 1 год 2 месяца. Недавно приговор вступил в законную силу, и ни один из осужденных не стал его оспаривать. Казалось бы, зло наказано, выводы сделаны. Но остаются вопросы. Из разговоров с адвокатами, родственниками осужденных мне известно, что Трегубов и Попов не стали обращаться в правоохранительные органы только потому, что «это не имело никакого смысла». Якобы после первой драки они видели стоявший неподалеку от кафе милицейский автомобиль.
Конечно, велик соблазн свалить все на межнациональный конфликт. И, между прочим, народная молва сразу же соответствующе «окрасила» первую драку. Но ведь национальность не бралась в расчет 13 марта – в числе битых оказались и четверо местных школьников явно славянской внешности.
Теперь о наборе в бригаду мстителей. Бесспорно, родителей жалко. Некоторые свято верят, что их дети оказались жертвой обстоятельств: мол, им не сказали, для чего нужно ехать в Большую Джалгу, а они, наивные, думали, что свататься. Но автопоезд перед отправкой серьезно вооружился, и далеко не свадебным караваем, к тому же дело было поздней ночью. Среди двух десятков михайловских гостей один человек в прошлом имел судимость. Еще трое парней в прошлом служили в правоохранительных органах. Остальные члены экипажа тоже не малые дети, должны были понимать, на что идут и чем рискуют.
Слишком много эмоций до сих пор бурлит вокруг случившегося. Остается надеяться, что михайловский урок в будущем хоть кого-нибудь убережет от подобных ошибок.
Надежда БАБЕНКО
0 комментариев