Культ личности, XX съезд КПСС
Утверждается, что личность имеет многочисленные таланты во всех областях человеческой деятельности, ей приписывается необычайная мудрость, способность предвидеть будущее, выбрать единственно правильное решение, определяющее процветание народа и др. В государственных учреждениях развешивают портреты данного вождя, на демонстрациях люди носят его изображения, возводятся памятники. В дополнение к чертам выдающегося государственного деятеля личности начинают приписывать замечательные человеческие качества: доброту, любовь к детям и животным, простоту в общении, скромность, способность снизойти к нуждам и чаяньям простого человека. Хотя подобное обожествление представителей власти существовало во все времена, термин «культ личности» наиболее часто применяют к социалистическим и тоталитарным режимам. Наиболее известны культы личности Ленина, Муссолини, Гитлера, Сталина и Мао Цзэдуна.
Исторические предпосылки и критика культа личности
Монумент Китайскому императору
На протяжении истории большинство государственных деятелей претендовало на некие выдающиеся качества.
В абсолютных монархиях императора, короля, царя, султана и т. д. практически обожествляли. Утверждалось, что монарх — воплотитель воли бога или сам является божеством (полубогом). Обожествление правителя особенно характерно для Китая имперского периода, древнего Египта и Римской империи.
В некоторых монархиях, однако, почитается скорее титул монарха, чем его личность, и у монарха не предполагается каких-то особо выдающихся личных свойств: он обладает властью не на основании этих предполагаемых свойств, а по праву рождения. Совершенно иная ситуация складывается при диктатурах харизматических лидеров, которым необходимо оправдывать свою власть именно предполагаемыми выдающимися качествами. Нечто подобное современному культу личности впервые наблюдается в ранней Римской империи, когда при шаткости и смутности правовых оснований власти «цезаря» ему приписывались функции героя и спасителя Отечества, а восхваление его выдающихся личных достоинств и заслуг перед государством стало обязательным ритуалом. Это положение нашло наивысшее развитие в тоталитарных диктатурах XX века, причем диктаторы, в отличие от предыдущих эпох, имели в своих руках мощнейшие инструменты пропаганды, такие как радио, кинематограф, контроль над прессой (то есть над всей доступной подданным информацией). Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. В период расцвета их правления эти лидеры почитались как богоподобные вожди, не способные совершить ошибку. Повсеместно развешивались их портреты, художники, писатели и поэты плодили произведения, раскрывающие различные грани неповторимых личностей диктаторов.
Хотя Маркс и Энгельс не одобряли культ личности при жизни, им не удалось избежать посмертного обожествления
Критика культа личности возникла в связи с тем, что возвеличивание отдельных личностей стало происходить в революционных движениях, которые, казалось бы, должны были бороться за равные права всех членов общества. Одними из первых критиков были Маркс и Энгельс, что не помешало их последователям поддерживать культ их личностей посмертно. Маркс писал Вильгельму Блосу:
«…Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, — я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487—488).
Энгельс высказывал аналогичные взгляды:
«И Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстраций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель; а больше всего мы были против таких демонстраций, которые при нашей жизни касались бы лично нас» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385).
Самым же известным разоблачителем культа личности был Хрущев, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущев, в частности, сказал:
Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина. Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.
Сам Сталин, однако, неоднократно высказывался против культа личностей, в том числе, и своей собственной. Например, известно следующее письмо:
ПИСЬМО В ДЕТИЗДАТ ПРИ ЦК ВЛКСМ
16.02.1938
Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина». Книжка изобилует массой фактических неверностей, искажений, преувеличений, незаслуженных восхвалений. Автора ввели в заблуждение охотники до сказок, брехуны (может быть, «добросовестные» брехуны), подхалимы. Жаль автора, но факт остается фактом. Но это не главное. Главное состоит в том, что книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ — говорят эсеры. Народ делает героев — отвечают эсерам большевики. Книжка льет воду на мельницу эсеров. Всякая такая книжка будет лить воду на мельницу эсеров, будет вредить нашему общему большевистскому делу. Советую сжечь книжку. И. Сталин
После разоблачения культа личности Сталина, в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, при Сталине был культ личности, но была и личность!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.
Одним из известных литературных произведений, разоблачающих культ личности, является книга Джорджа Оруэлла «1984», в которой выведен образ всевидящего Старшего брата (или Большого брата), постоянно наблюдающего за каждым шагом членов общества. Очень метко тема лести правителям раскрыта в сказке Ганса Христиана Андерсена «Новый наряд короля». Известен также комикс Херлуфа Бидструпа, названный «Культ личности».
Примеры (в хронологическом порядке)
Иосиф Сталин
Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Панно с изображением И. В. Сталина на станции «Нарвская» Петербургского метрополитена, существовало до 1961 года, затем было закрыто фальшстеной
Проявления культа личности
Советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя». Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военная техника. Его имя упоминалось в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным. 1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И. В. Сталина, которые принадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковского и Надежды Мандельштам, он «просто бредил Сталиным».
«А в те же дни на расстояньи
За древней каменной стеной
Живёт не человек, — деянье:
Поступок ростом с шар земной.
Судьба дала ему уделом
Предшествующего пробел.
Он — то, что снилось самым смелым,
Но до него никто не смел.
За этим баснословным делом
Уклад вещей остался цел.
Он не взвился небесным телом,
Не исказился, не истлел…
В собраньи сказок и реликвий,
Кремлём плывущих над Москвой,
Столетья так к нему привыкли,
Как к бою башни часовой.
Но он остался человеком,
И если, зайцу вперерез
Пальнёт зимой по лесосекам,
Ему, как всем, ответит лес»
Имя Сталина упоминается и в гимне СССР, сочиненном С.Михалковым в 1944 году:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил,
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР.
Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.
Тема Сталина постоянно присутствовала в советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное искусство (прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы). Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграл массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике.
Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 — в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, культурных центров. После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами». Существовал даже проект переименования Москвы в город Сталинодар.
Аналогичные по характеру, но меньшие по масштабу явления наблюдались и в отношении других государственных руководителей 1930-х-1950-х (Калинина, Молотова, Жданова, Берия и пр.). Сопоставимым с культом Сталина был только (в основном посмертный) культ Ленина, продолжавшийся весь советский период, заниженный в сталинскую эпоху, но вновь и еще с большей силой возвышенный после смерти Сталина.
Никита Хрущёв, развенчивая культ личности в своём знаменитом докладе на XX съезде КПСС утверждал, что Сталин всячески поощрял такое положение вещей. Хрущёв заявил, что редактируя подготовленную к печати собственную биографию, Сталин вписывал туда целые страницы, где называл себя вождём народов, великим полководцем, высочайшим теоретиком марксизма, гениальным учёным и т. д. В частности, Хрущёв утверждает, что следующий отрывок был вписан самим Сталиным: «Мастерски выполняя задачи вождя партии и народа, имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования».
Известно однако, что Сталин пресекал некоторые акты своего восхваления. Так, по воспоминаниям автора орденов «Победа» и «Слава» первые эскизы были выполнены с профилем Сталина. Сталин попросил заменить его профиль на Спасскую башню. На замечание Лиона Фейхтвангера «о безвкусном, преувеличенном преклонении перед его личностью», Сталин «пожал плечами» и «извинил своих крестьян и рабочих тем, что они были слишком заняты другими делами и не могли развить в себе хороший вкус». В 1949 году, когда МГУ хотели присвоить его имя, Сталин категорически отказался.
В учебнике для юридических вузов и факультетов «Теория государства и права» изданным авторским коллективом под редакцией профессора С. С. Алексеева говорится следующее об одной из причин культа личности Сталина:
Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета и послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х гг. тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.
После «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам): «Да, был культ… Но была и личность!».
Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского культа равенства. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием ленинизма. Например, русский философ Н. Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделенного диктаторской властью».
В Советской России до 1929 года было распространено выражение «вожди партии». Но после 1929 года это выражение практически исчезло. Конечно, к лидерам государства и партии применялись аналогичные титулы. Так, «Ленинградским вождём» называли С. М. Кирова. Но истинный вождь в «вождистком» обществе всегда и везде может быть только один. Титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель» по отношению к И. В. Сталину были почти обязательны в официальных публицистике и риторике.
Мифологизация картины истории
Оформление празднование 30-летия Октябрьской революции в Большом театре
Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией «Краткий курс истории ВКП(б)». Насколько Сталин в своём изложении пренебрегал элементарной логикой, видно из следующего отрывка, касающегося событий 1920 г. — катастрофического по своим последствиям отказа С. М. Будённого выполнить приказ командования и перебросить свою армию на угрожаемый Варшавский фронт:
«Что касается войск Южного фронта, стоявших у ворот Львова и теснивших там поляков, то этим войскам „предреввоенсовета“ Троцкий воспретил взять Львов, и приказал им перебросить конную армию (…) далеко на северо-восток, будто бы на помощь Западному фронту, хотя не трудно было понять, что взятие Львова было бы единственно возможной и лучшей помощью Западному фронту. (…) Таким образом, вредительским приказом Троцкого было навязано войскам нашего южного фронта непонятное и ни на чем не основанное отступление — на радость польским панам. Это была прямая помощь, но не нашему западному фронту, а польским панам и Антанте».
Евгений Кибрик. «Есть такая партия». Книжная иллюстрация, 1948 год. на иллюстрации изображён Ленин, произносящий историческую фразу «Есть такая партия!». Рядом с Лениным — И. В. Сталин.
Среди мифов, созданных «Кратким курсом», особенно живучим оказался абсолютно ни на чем не основанный миф о «победе под Псковом и Нарвой», якобы одержанной «молодой Красной Армией» 23 февраля 1918 года.
К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли (кроме Ленина); их действия были приписаны Сталину, узкому кругу его соратников (как правило, игравших в реальности второстепенные и третьестепенные роли) и нескольким видным большевикам, умершим до начала Большого Террора: Свердлову, Дзержинскому, Фрунзе, Кирову и другим. Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались «предательские» и «контрреволюционные» действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер. Также при Сталине, особенно в последнее десятилетие его правления, активно переписывалась и более далёкая история, например, история правления Ивана Грозного и Петра Первого.
Разоблачение культа личности в СССР
XX съезд КПСС
Доклад «О культе личности и его последствиях» (также известен за рубежом как Секретный доклад) был зачитан Первым секретарём Президиума ЦК КПСС Н.С. Хрущёвым на закрытом заседании XX съезда КПСС, состоявшемя 25 февраля 1956 года.
Доклад был посвящён осуждению культа личности И. В. Сталина, массовому террору и преступлениям второй половины 1930-х — начала 1950-х, вина за которые возлагалась на Сталина, а также проблеме реабилитации партийных и военных деятелей, репрессированных при Сталине. Доклад являлся важным этапом Хрущёвской оттепели.
Подготовка
В основе доклада Хрущёва лежат материалы, подготовленные комиссией Президиума ЦК КПСС, образованнной 31 декабря 1955 года. Комиссия была создана для «для разбора вопроса о том, каким образом оказались возможными массовые репрессии против большинства всего состава членов и кандидатов ЦК ВКП(б), избранного ХVII съездом партии». В комиссию входили Поспелов, Комаров, Аристов, Шверник; к работе привлекались сотрудники КГБ и Прокуратуры СССР (в частности, председатель КГБ генерал И.А. Серов).
Выводы комиссии были представлены 8 февраля 1956 года на заседании Президиума ЦК. В многостраничном документе содержались только сведения о репрессиях в отношении партийно-советского руководства, не затрагивались коллективизация и «раскулачивание», проблема советских военнопленных, репрессированных после возвращения из немецкого плена. Тем не менее, в докладе чётко вырисовывалась картина массовых репрессий. Названия некоторых рубрик доклада говорят сами за себя: «Приказы НКВД СССР о проведении массовых репрессий», «Искусственное создание антисоветских организаций, блоков и различного рода центров», «О грубейших нарушениях законности в процессе следствия», «О „заговорах“ в органах НКВД», «Нарушения законности органами прокуратуры в надзоре за следствием в НКВД», «Судебный произвол Военной Коллегии Верховного Суда СССР», «О внесудебном рассмотрении дел».
Из выводов комиссии следовало, что в 1937-1938 годах было репрессировано более 1.5 миллионов советских и партийных руководителей, из них 680 тысяч расстреляно. Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК КПСС было расстреляно 89. Из 1966 делегатов XVII съезда репрессировано 1108 человек, из них расстреляно 848. XVII съезд ВКП (б) был выбран в качестве точки отчёта, так как считался «Съездом победителей», утвердившим победу социализма в СССР.
В документе ясно устанавливалась персональная ответственность Сталина за применение пыток на допросах, внесудебные расправы и расстрелы. По мнению членов комиссии, «возможность для массовых нарушений социалистической законности» открыло Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г., принятое с нарушениями процедуры в первые часы после убийства С. М. Кирова и подписанное А.С. Енукидзе. Массовые репрессии резко усилились с конца 1936 года после телеграммы Сталина и Жданова, в которой говорилось о необходимости назначения Ежова на пост наркома внутренних дел, так как Ягода «оказался не на высоте своей задачи в деле разоблачения троцкистско-зиновьевского блока. ОГПУ опоздал в этом деле на 4 года.»
Доклад комиссии вызвал бурное обсуждение на Президиуме ЦК. Тем не менее, 13 февраля, за день до начала XX Съезда, Президиум ЦК решил вынести на Пленум предложение о том, чтобы «на закрытом заседании съезда сделать доклад о культе личности и утвердить докладчиком Н. С. Хрущева.»
Выступление на съезде
Своеобразной подготовкой к критике Сталина стала речь на съезде А. И. Микояна, который резко раскритиковал сталинский Краткий курс истории ВКП(б), отрицательно оценил литературу по истории Октябрьской революции, Гражданской войны и советского государства.
Н. С. Хрущёв выступил с закрытым докладом в последний день работы, 25 февраля, на закрытом утреннем заседании. Необычным было выбранное время проведения — после пленума ЦК по избранию руководящих органов партии, которым обыкновенно закрывались партийные форумы, и закрытый характер заседания — без присутствия приглашенных на съезд представителей зарубежных коммунистических партий, и порядок ведения — руководил заседанием Президиум ЦК КПСС, а не избранный делегатами рабочий президиум.
Как вспоминал один из очевидцев доклада А. Н. Яковлев, «в зале стояла глубокая тишина. Не слышно было ни скрипа кресел, ни кашля, ни шепота. Никто не смотрел друг на друга — то ли от неожиданности случившегося, то ли от смятения и страха. Шок был невообразимо глубоким».
После окончания выступления председательствовавший на заседании Н. А. Булганин предложил прений по докладу не открывать и вопросов не задавать.
Делегаты съезда приняли два постановления — с одобрением положений доклада и о его рассылке партийным организациям без опубликования в открытой печати.
Содержание
Текст доклада содержал следующие основные тезисы.
Осуждение культа личности Сталина
Цитаты из классиков марксизма, которые осуждали «культ индивидуума»
«Письмо к съезду» (ленинское завещание) и заметки Н.К. Крупской о личности Сталина
Использование Сталиным термина «враг народа» в качестве оружия политической борьбы; до этого, борьба с троцкистами и оппозиция была чисто идеологической
Нарушение Сталиным правил коллективного руководства
Репрессирована большая часть «старых большевиков» и делегатов XVII Съезда, которые в основном происходили из рабочих и вступили в ВКП(б) до 1920 г.
После этих репрессий, Сталин полностью перестал считаться с принципом коллегиальности
Подробности репрессий против известных членов партии
Требование о проведении масштабных репрессий: «НКВД опоздал на 4 года» с реализацией тезиса Сталина об «усилении классовой борьбы»
Ежовщина, массовая фальсификация дел, направленная на выполнение «планов» по осужденным и расстреляным
Преувеличение роли Сталина в Великой отечественной войне
Депортация целых народов
Дело врачей и Мингрельское дело
Проявления культа личности: песни, названия городов, и т.п.
Текст Гимна СССР в редакции 1944-1953 гг.
Непресуждение Ленинской премии и замена на Сталинскую премию
Распространение текста доклада
Вскоре доклад был распространён в партячейках всей страны, причём на ряде предприятий к его обсуждению привлекали и беспартийных; частым было также обсуждение доклада Хрущёва в ячейках ВЛКСМ. Таким образом, «закрытость» доклада была условной, хотя официально он был опубликован только в 1989.
Был подготовлен «смягчённый» вариант доклада. Он был обнародован в качестве постановления Президиума ЦК КПСС от 30 июня 1956 года под названием «О преодолении культа личности и его последствий», в котором задавались рамки допустимой критики сталинизма.
В сокращенном виде доклад разослали руководителям коммунистических и рабочих партий мира.
Доклад привлёк огромное внимание во всём мире; появились его переводы на различные языки, в том числе распространявшиеся в некоммунистических кругах.
В Польше с одного из экземпляров текста сотрудница ЦК ПОРП передала доклад своему интимному другу Виктору Граевскому, который с помощью израильского посольства переправил копию в руки начальника израильской контрразведки ШАБАК Амоса Манора, а оттуда попала на Запад.
В июне 1956 доклад впервые появился в печати в США сначала на английском, а затем на русском языке.
В СССР доклад впервые был официально опубликован в 1989 году.
Реакция на доклад Хрущёва
В канун годовщины со дня смерти Сталина, в Тбилиси (Грузия) прошли митинги против решений XX съезда по осуждению культа личности Сталина, 9 марта 1956 года они были разогнаны силами Советской Армии с жертвами среди митингующих.
Оценки доклада
Журналистка американской газеты The Washington Post, Энн Аппельбаум 22 февраля 2006 писала:
Это была длинная и не вполне честная речь, сделанная за закрытыми дверями перед руководством страны, слушавшими ее с каменными лицами.
…
Речь была полуправдой. Хрущев обвинил Сталина во многих преступлениях, но ловко умолчал о преступлениях, в которых участвовал сам.
…
Целью доклада Хрущёва было не только освобождение соотечественников, но и консолидация личной власти и запугивание партийных оппонентов, которые все также принимали участие [в репрессиях] с большим энтузиазмом.
1961
В 1961 году тело Сталина выносят из Мавзолея Ленина — Сталина. Начинаются массовые переименования: город-герой Сталинград был переименован в Волгоград, Столица Таджикской ССР Сталинабад — в Душанбе (см. также Список мест, названных в честь Сталина).
1962
В срочном порядке паровозы ИС (Иосиф Сталин) были переименованы в ФДп (ФД, пассажирский вариант).
Культ вне СССР
Культ личности Сталина был также распространён в большинстве социалистических стран мира. После «разоблачения» культа в СССР, проявления культа личности Сталина на время остались только в Албании, Китае и КНДР.
Леонид Брежнев
Славословие в адрес Брежнева (или «дорогого Леонида Ильича») было отличительной чертой «развитого социализма». Этот мелкий культ, поддерживаемый в основном номенклатурой, включал в себя вручение Брежневу непомерного количества правительственных наград (в их числе «Орден Победы», которым первоначально награждали великих полководцев Второй мировой войны, и четыре золотых звёзды Героя Советского Союза) и публичное провозглашение его великим ленинцем. Активно развешивались портреты Брежнева и транспаранты с его изображениями и крылатыми выражениями из зачитанных им речей («Ленинским курсом к коммунизму», «Экономика должна быть экономной» и т. д.) Во время демонстраций трудящиеся носили портреты Брежнева и других членов Политбюро. Прижизненных памятников Брежневу, однако, не возводили, и к Марксу, Энгельсу и Ленину не приравнивали. В последние годы жизни под авторством Брежнева было опубликован ряд произведений: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина», которые были отмечены вручением Брежневу Ленинской премии. Вместе с тем известен факт, что авторами являлись на самом деле группы писателей. Претензии Брежнева на величие отразились в большом количестве анекдотов. Например, известен анекдот, в котором за выдающиеся заслуги в развитии пролетарского интернационализма ему был вручен высший орден племени мумбо-юмбо «Кольцо в нос». После смерти Брежнева его имя решено было увековечить в географических названиях. Его преемники, однако, поспешили стереть личность Леонида Ильича с карты страны и из анналов истории.
Саддам Хусейн
Как и все остальные диктаторы, Саддам установил свой культ личности. В аэровокзале Багдада на каждой стене можно было видеть портреты президента страны и председателя совета революционного командования Саддама Хусейна. На бетонных колонах вокзала краской было написано «С нами Аллах и президент, долой Америку», памятники Хусейну стоят во всех госучреждениях. За время правления Саддама в Ираке было установлено множество его изваяний и портретов. На всех министерствах страны висели огромные портреты Саддама с деятельностью того или иного правительственного ведомства. В 1991 г. в стране был принят новый флаг Ирака. Хусейн собственноручно написал фразу «Аллах Акбар» на флаге. Помимо неё на флаге были запечатлены три звезды, символизирующие единство, свободу и социализм — лозунги партии «Баас».
Древний дворец царя Навуходоносора был перестроен: на кирпичах запечатлели имя диктатора. По улицам Багдада невозможно было пройти сто метров, не увидев на заборах, в магазинах, гостиницах, парикмахерских, медресе портрет лидера страны. По телевизору ко времени намаза появлялась картинка мечети с обязательным фото того же Хусейна в уголке. Иракские средства массовой информации представляли Саддама как отца нации, строителя школ и больниц. На многих видеокадрах времен его правления можно было увидеть, как иракцы просто подходят к президенту и целуют его руки или его самого.
Сапармурат Ниязов
Президент Туркмении Сапармурат Ниязов (Туркменбаши) убедительно показал всему миру, что культ личности не уходит в прошлое. В стране сохранилось много памятников Ниязову, многие из них покрыты золотом. Грандиозный 63-метровый монумент в Ашхабаде увенчан позолоченной статуей Ниязова, которая постоянно вращается таким образом, чтобы лицо Ниязова было обращено к солнцу (в мае 2008 года руководством Туркмении принято решение о переносе монумента на окраину столицы). Его именем названы город Туркменбаши (бывший Красноводск), огромное количество улиц, заводов, колхозов, школ. Президент иногда призывал сдерживать чрезмерную страсть восторженных граждан к увековечиванию его имени. Впрочем, он не скрывал, что заслуги его перед туркменским народом велики. В частности, он издал законы, запрещающие зубные протезы из золота, запретил пение под фонограмму, радио в автомобилях, бороды и длинные волосы, ввёл в обращение новый календарь (в настоящее время отменён), в котором дни недели и месяца получили новые названия, закрыл все сельские больницы, отменил пенсии пожилым, имеющим детей, явился автором идеи построения ледового дворца в пустыне и многое-многое другое. Он объявил свою книгу «Рухнама» («Духовность») священной, и обязательной к преподаванию в учебных заведениях всех уровней. Утверждалось, что каждый, прочитавший эту книгу три раза, попадёт в рай.
Прижизненная купюра национальной валюты Туркменистана с портретом С. Ниязова
Ниязов отмечен множеством наград. В каждой армейской казарме есть комната «Рухнамы». Подобно Брежневу, Ниязов пять раз был назван Героем Туркменистана и награждался медалью «Алтын Ай» («Золотой полумесяц»). Ниязов — академик Туркменистана, доктор политических и экономических наук. Его заслуги не обошли вниманием и ряд зарубежных академий и университетов. Ниязов награждён золотой медалью Международной академии информатизации при ООН, золотой медалью Всемирной академии медицины имени Альберта Швейцера, премией Международной академии компьютерных наук и систем, премией Шёлкового пути.
Ким Чен Ир
Культ личности Ким Чен Ира в Северной Корее является полурелигиозным. Власть он получил от своего отца Ким Ир Сена. Хотя Ким Чен Ир родился в 1941 году в Хабаровском крае, во время пребывания Ким Ир Сена в этих местах в изгнании, официальная пропаганда утверждает, что он родился в партизанском лагере, разбитом на самой высокой вершине Северной Кореи Пэктусан, и в этот момент на небе появились двойная радуга и яркая звезда. Существует легенда о том, что трёхлетний Ким Чен Ир воодушевил великий партизанский отряд отца на решающую атаку, причём в одной руке его был пистолет, а другой он держался за гриву коня. Портреты Ким Чен Ира обязательны во всех жилых домах и служебных помещениях, газетные публикации активно цитируют его работы. Имя Ким Чен Ира должно при этом набираться специальным жирным шрифтом, а в школах обучают правильной грамматике при построении фраз, восхваляющих нынешнего и покойного вождя. Он Герой КНДР, три раза был награждён Орденом Ким Ир Сена, имеет в списке наград разнообразные ордена КНДР и зарубежных стран. Ким Чен Ир имеет звание почётного доктора наук нескольких иностранных университетов. Его труды «Об идеях чучхе», «О некоторых вопросах, возникающих при изучении философии чучхе», «О киноискусстве», «О литературе, основанной на принципе чучхе» считаются классическими. Ким Чен Ир считается замечательным композитором, причём шесть опер, авторство которых ему приписывается, были написаны за два года. Он также великий архитектор, создавший план «Башни Чучхе» в Пхеньяне. Ким Чен Ир с 2003 года прочно входит в тройку лидеров наиболее свирепых диктаторов, ежегодно составляемую американским журналом «Parade». В 2003 и 2004 годах он был лидером этого конкурса. Понятие «диктатор» при этом определяется как «глава государства, который деспотически распоряжается жизнью своих граждан и не может быть отстранён от власти законными способами».
0 комментариев