Сегрегация
ЮАР
Сегрегация в ЮАР началась с приходом к власти Националистической партии в 1948 и провозглашением апартеида официальной государственной политикой. «Небелое» население принудительно переселялись в бантустаны.
США
Два столетия в США существовала расовая сегрегация и политико-социальная дискриминация, пока второго июля 1964, президентом Линдоном Б. Джонсоном, не был принят закон о гражданских правах, ставящий сегрегацию вне закона. Вопреки широко распространенному мнению, сегрегация как государственная политика была распространена и за пределами Юга США, а в сфере частной жизни — на всей территории США.
Израиль
Архиепископ Кейптаунский Десмонд Туту обвинил Израиль в политике апартеида, указывая на различные ситуации унижения жителей так называемых «оккупированных территорий». Организация «Международная амнистия» в 2003 году требовала от Кнессета отвергнуть проект закона, запрещающего палестинским супругам израильских граждан (жителям враждебного Израилю территориального образования) проживать на территории самого государства Израиль.
Другие государства
Законы, аналогичные южноафриканским и американским, существовали до 1965 года в Австралии. В мягких формах расового апартеида обвиняются, в числе других государств, Франция и Бразилия. Относительно Кубы речь идёт о туристическом апартеиде: местные жители лишены права пользоваться сервисами, которые доступны посещающим страну иностранцам. В Китае развита крестьянская сегрегация: усложнённая система регистрации не позволяет сельским жителям селиться в городах. Саудовскую Аравию обвиняют в апартеиде как по половому, так и по религиозному признаку: «неверные» не допускаются в некоторые районы страны — в частности, Мекку. Особое место занимают независимые республики, образовавшиеся после распада СССР, в первую очередь Прибалтика. При общей направленности политической верхушки данных стран в сторону Запада, им достался значительный остаток русскоязычного населения (до распада в Литве ~9%, Латвии ~40%, Эстонии до 60%). С целью не допустить влияния данного населения на дальнейшую политику в Эстонии и Латвии сразу, а в Литве (в связи с незначительностью процентного соотношения) уже после паспортизации страны, был принят комплекс мер фактически исключающих выдачу гражданства лицам, не имеющим родословной на их территории до 1939-40 годов. Кроме того, при приёме в ВУЗы активно использовались дополнительные экзамены по «культуре речи» (а не государственному языку) и другие приёмы. Впоследствии, когда было доказано, что сдача таких экзаменов крайне затруднительна даже для жителей у которых государственный язык является родным, столь явные способы борьбы с неугодным населением ушли в прошлое. Тем не менее ситуация остаётся очень напряжённой, стать первым лицом крупной компании или пробиться в большую политику и задержаться на таком посту с «русским прошлым» фактически невозможно. Отдельные элементы сегрегации присутствуют практически во всех государствах мира. Скажем, в России иностранцы отбывают наказание в пенитенциарных учреждениях, отличных от тех, в которых содержатся россияне.
0 комментариев