Мальтийский орден: условия поступления и структура

Мальтийский орден: условия поступления и структураВнутреннее устройство Мальтийского ордена.

Поселившись на Мальте, бывшие иоанниты в общем удержали свою прежнюю организацию (см. соотв. статью). Законодательная власть и выбор главы ордена принадлежали генеральному капитулу. Исполнительными органами являлись вел. магистр и состоящий при нем совет (consiglio ordinato); финансами ведала особая камера. Великий магистр избирался пожизненно и утверждался в своем сане папой; полномочия его были весьма обширны. Со времени смерти императора Павла, глава Мальтийского ордена назначается папой и получает менее почетный титул лейтенанта (поручика) великого магистра. Папа Григорий XVI, в 1845 г., повелел, чтобы впредь рыцарские обеты (бедности, послушания и целомудрия) приносились лишь по истечении 10-летнего искуса, в течение которого разрешается оставлять орден. Папской буллой от 28 марта 1871 г. дарован лейтенанту барону Санта-Кроче прежний титул великого магистра Mальтийских рыцарей. Такова организация Мальтийских рыцарей в тех странах, где имеются приорства ордена: в Италии (римское, ломбардо-венецианское, Обеих Сицилий) и Австрии (приорство богемское, никогда не упразднявшееся). В Пруссии и Испании организация ордена несколько иная.


Мальтийский крест или крест св. Иоанна Иерусалимского, — золотой эмальированный восьмиконечный крест. Сперва носился на четках, позже — на шее или в петлице. Рыцари высших классов носят кресты большей величины. На (черном или красном) плаще с левой стороны пришит белый полотняный или шелковый крест. Мальтийский орден, как знак отличия, установлен в Италии, Австрии, Пруссии и Испании. Орден жалуется лишь дворянам (в Испании — и лицам недворянского происхождения), христианского вероисповедания, под условием взноса определенной суммы в кассу. Русский Мальтийский крест, учрежденный Павлом I и упраздненный после его кончины, жаловался и недворянам (почетные кавалеры). Для лиц женского пола были установлены императором особые знаки отличия. В 1800 г. Повелено было выдавать всем нижним военным чинам за 20-летнюю беспорочную службу медные маленькие Мальтийские кресты («донаты» ордена св. Иоанна Иерусалимского).


Состав ордена
Орден святого Иоанна Иерусалимского заключал в себе 3 класса: кавалеров юстицких (chevaliers de justice), капелланов конвентуальных (capellains conventuels) и сервардармов или оруженосцев (servans d armes); кроме них были еще священники-послушники (poetres d obedience), сервандофисы или прислужники (servans d offeces) и донаты или полукрестники (les dones on demi-croix).

В кавалеры ордена святого Иоанна Иерусалимского принимались в трех различных возрастах: в совершеннолетии, в малолетстве и из пажей Великого Магистра. Совершеннолетие считалось с пятнадцати лет, малолетство же со дня рождения до сего возраста.
Вступившие в орден святого Иоанна Иерусалимского в совершеннолетии должны явиться лично в капитул или провинциальное собрание того великого приорства, в котором они родились. Проситель должен был предъявить достоверную выписку из метрических книг, засвидетельствованную епископом или викарием его, документы, объясняющие род и дворянство предков, из четырех родов со стороны матери и отца.
Малолетние принимались в орден с разрешения, им запрещалось носить золотой крест прежде признания их на дворянство. Они также были обязаны с семнадцати до двадцати пяти лет являться в Обитель для выполнения искуса и караванов, а в двадцать шесть – обета.
Что касается до пажей Великого Магистра, то их было 24 человека, службу Великому Магистру они продолжали до пятнадцати лет, а в шестнадцать лет совершали обеты.
Принимались в кавалеры и те, у которых по доказательствам не доставало нескольких родов с материной стороны, или рожденные от отца благородного и матери, происшедшей из простого рода. Таковые принимаемы были в орден по некоторому разрешению от Папы или Генерального Орденского Капитула и назывались кавалерами по милости.


О сервардармах или оруженосцах
В сервардармы поступали с такими же доказательствами, как и в капелланы. Возраст являться в обитель, содержание искуса и время к восприятию одежды и совершению обетов, определялись, как для совершеннолетних кавалеров.
Священники-послушники
Принимаемы были не из подлого рода, но с доказательством законного рождения. Они потому так назывались, что находились в повиновении у Великого Приора или Командора и исправляли службу в приорствах и командорствах орденских.
Сервандофисы
Принимались с равными священникам послушникам доказательствами; употреблялись в Мальте и орденских приорствах к странноприимству и другим подобным при гостиницах должностям.
Донаты или Полукрестники
Принимаемы были Великим Магистром с доказательством об их благородстве, о беспорочном поведении, также не упражнялись в каком либо низком ремесле. Донаты совершали обеты, которые были несколько отличны от кавалерских. Должность их почти таковая же, как и сервандофисов. В сословие они принимали и женатых.
Все кавалеры и прочие члены ордена, каких бы они чинов и достоинств ни были, назывались Братиею. Они обязаны были, по совершении своих обетов, носить на мантии и других одеяниях на левой стороне из белого полотна нашитый восьмиконечный крест, который был подлинным знаком их звания, а золотой крест служил только наружным украшением. Когда же кавалеры отправлялись на войну, или находились в поисках, то носили красный супервест наподобие фуфайки или далматика с большим прямолинейным крестом, означавшим герб их ордена.
Описание обряда при совершении обетов вступавшими в орден святого Иоанна Иерусалимского
Посвятивший себя на службу ордена святого Иоанна Иерусалимского должен был приготовиться к тому следующим образом: исповедоваться в содеянных во время мирского жития грехах, приводился он в церковь, где, после выслушивании Божественной Литургии, приобщался Святых Тайн; потом будучи облаченным в длинное одеяние и не подпоясан, в знак свободы, подходил к алтарю, имея в руках зажженный светильник, означавший пламенеющую любовь его к Богу, и представ униженно перед воспринимавшим его братом, просил принять его в сословие братии ордена святого Иоанна Иерусалимского. Принимавший брат, внимая просьбе, делал ему многие нравоучительные наставления, утверждая его смиренно в душеспасительном намерении; напоминая ему строгие постановления ордена, и внушал послушание к начальнику и любовь к собратьям. После этого приемлющий спрашивал: в силах ли он все это выполнять? и когда в ответ сказывал, что он чувствует себя на таковые подвиги готовым, спрашивал его еще, не сотворил ли он обета в другом каком ордене? Не раб ли чей? И если он объявлял себя во всем от вышесказанного свободным, тогда приемлющий его брат приносил ему служебник, и посвящаемый, положа на оной обе руки, совершал обет таковой: «Я, такой-то, творю обет и обещаюсь Всемогущему Богу и Пречистой и Присноблаженной Деве Марии, Матери Божией, и святому Иоанну Крестителю соблюдать всегда с Божиею помощию истинное послушание пред каждым начальником, каковой мне дан будет от Бога и от нашего ордена, сверх сего жить в отречении от собственности и соблюдать целомудрие». По окончании этого снимал со служебника руки, а принимавший его брат говорил: «Мы тебя исповедуем слугою братии нищих, недугующих и посвященных к защищению католической веры»; он же отвечал: «и я себя таковым исповедую». Потом приложившись к служебнику, относил его к престолу, клал на оной и поцеловавши престол, приносил опять служебник в знак послушания к принимавшему его брату, который: взяв мантию и показывая ему белый крест, говорил: «Веруешь ли, брате, что сие есть знамение Животворящего Креста, на нем же пригвожден и умре Иисус Христос, быв распят во искупление на грешников?», а он отвечал: «верую». Приемлющий продолжал: «сие есть знамение, которое повелеваем носить тебе всегда на твоем одеянии». Совершивший обет, целовал крест, а приемлющий возлагал на него мантию и с левой стороны крест, и целуя, произносил такие слова: «приими сие знамение во имя Пресвятой Троицы, преблагословенных и присноблаженных Девы Марии и святого Иоанна Крестителя, в возвращение веры, в защищение христианского имени и в служение нищим, сего ради, брате, по таковому предмету на тя возлагаем крест, да возлюбиши ты его всем сердцем твоим, да поразиши десницею твоею защищая оный и сохраниши его безвредна, понеже, если ты, сражаясь за Христа против врагов веры, обратишися вспять, оставиши знамение святого креста и от толикой праведной братии бежиши; то по правилу уставов и обрядов нашего ордена должно яко нарушитель обещания, будеши лишен священнейшего знамения креста, и яко смрадный член узриши себя изгнанным из сообщества нашего». Потом принимавший брат завязавши на шее его повязки, говорил: «Приими иго Господне, яко сладкое и легкое, под сим обрящеши покой души твоей; мы тебе не обещаем сластолюбий, но единый хлеб и воду и смиренную одежду, и приобщаем душу твою, твоих родителей и ближних к благим деяниям ордена нашего и братии нашей, тако творящей за весь мир ныне и присно ми во веки веков». И новоприемный брат гласил: «Аминь». По окончании этой церемонии целовал он как принимавшего его брата, так и всю предстоявшую братию, обнимая их в знак мира, любви и братства. После этого те кто совершал литургию читали установленные молитвы и несколько стихов из псалтыря чем и заканчивался обряд принимания в орден.


О бальи
В ордене находились три наименования бальи: конвентуальные, капитулярные и по милости.
О должности бальи конвентуальных
Бальи конвентуальные потому так назывались, что они имели всегдашнее пребывание в конвенте, то есть Обители. Они, будучи вождями или начальниками восьми языков, в советах занимали первые места, должности их были следующие:
1. Великий Командор имел в ведомстве своем общественное орденское казначейство, казенную палату со всеми принадлежащими к ней доходами, пошлинами при принятии в орден, выморочными и пустопорожними. Он был в них первым присутствующим. Под главным смотрением его находилась церковь святого Иоанна, больница и Арсенал.
2. Великий Маршал начальствовал над всеми кавалерами, исключая кавалеров Большого Креста и капелланов. Во время войны вверял он Орденское знамя одному из кавалеров, кого избирал достойным. Когда же находился на море, то начальствовал не только над галерным генералом, но и великим орденским адмиралом.
3. Великий Госпитальер, Гостеприимник или Надзиратель имел в смотрении своем госпиталь с находившимися при нем чиновниками. Главная его должность состояла в том, чтобы следить за выздоровлением больных и при необходимости выплачивать им пособие
4. Великий Адмирал имел орденский флот, вооружения оного и гавани в полном своем распоряжении.
5. Великий Консерватор присутствовал при счетах, отдаваемых в орденское общественное казначейство. В ведении его были все расходы ордена, сверх этого обязан он был одевать орденское войско.
6. Великий Бальи германский, глава сего языка, должен был ежегодно сам, или через посланного, обозревать остров Родос, и находившийся в Карии замок святого Петра, а будучи в Мальте, осматривал он укрепления Цитенотабля и острова Гоццо.
7. Великий Канцлер присутствовал при запечатывании булл, подписывал подлинники и хранил орденскую печать.
8. Туркополиер или Генерал от кавалерии командовал орденскою конницею.
В сословии конвентуальных бальи включали епископа Мальтийского и настоятеля церкви святого Иоанна, которыи занимали в капитулах и советах первые места. В достоинства эти поступали из капелланов каждого языка. Первый начальствовал только над духовенством островов Гоццо и Мальты, а последний управлял всеми находившимися в орденских владениях духовными и имел в каждом приорстве своих викариев.
Из восьми конвентуальных бальи должно, по крайней мере, находиться четыре на острове.
О бальи капитулярных
Капитулярные бальи хотя и не обязаны были иметь всегдашнего пребывания на Мальте, однако не могли держать Генерального капитула без их присутствия. Они должны также заседать в провинциальных капитулах после великих приоров.
О бальи по милости
Бальи по милости жаловались за оказанные ордену услуги от папы или Генерального капитула. Они будучи кавалерами Большого креста, находясь на Мальте, занимали места в капитулах и прочих орденских собраниях.
Сверх этих орденских чинов находились еще следующие: орденский вице-канцлер, генерал-прокурор, галерный генерал, прокуроры языков, комиссары над строениями укреплений, губернаторы Гоццо, Сент-Эльмо, Святого Ангела, города Борго, Риказоли, полуострова Сангля, капитан Валетты, комиссары военные, прислужники или надзиратели больницы, аудиторы при счетах, контролеры, юрисконсульты или адвокаты прав и прочие.
О Генеральном капитуле
Великий Магистр, хотя и главный в Ордене начальник, не мог однако ж ничего предпринимать без Генерального Капитула или Орденского совета. В древние времена Капитул собирался чрез каждые 5 лет, но в последствии время через 10 и 100 лет. В Капитуле присутствовали Великий Магистр, приоры и бальи по старшинству. По отправлении литургии Святому Духу, исповедовавшись и приобщась Святых Тайн, чинили все торжественную присягу в том, что они поступать будут и судить о делах без всякого пристрастия. После этого каждый язык отделялся в церкви святого Иоанна в свой придел и избирал из заседавших двух опытных человек, что составляло из восьми языков шестнадцать особ. Эти избранные давали пред Великим Магистром и Капитулом присягу в том, что они беспристрастно учреждать и постановлять будут все касающееся до пользы Ордена; а Капитул, вручив им полную власть, обещался принять свято все их постановления.
О Советах орденских
В Ордене находились четыре совета – ординарный, полный, тайный и уголовный.
1. В ординарном совете присутствовали Великий Магистр, его лейтенант, мальтийский епископ, настоятель церкви святого Иоанна, восемь конвентуальных бальи или их лейтенанты, провинциальные приоры и капитулярные бальи, находившиеся на острове Мальте, орденский казначей или его лейтенант и сенешаль Великого Магистра, но еще два последние не имели решительных голосов. Совет сей утверждал принятие в кавалеры, распределял раздачею командорств и пенсионов и решал прочие важнейшие дела.
2. Полный совет ничем не отличался от ординарного в чиновниках его, кроме, что здесь в числе сочленов находились два старших кавалера из каждого языка и вице-канцлер, который присутствовал также и в ординарном совете. В полный совет поступали на рассмотрение дела, решенные в ординарном и уголовном совете.
3. В тайном совете рассматривались дела политические, требовавшие скорого решения.
4. В уголовном совете производились дела уголовные о преступлениях кавалеров и прочих чинов ордена и о лишении одежд.
Великий Магистр или его лейтенант непременно должен был присутствовать как в первых двух, так и последних советах. Он предлагал совету существо дела и имел два голоса, в случае же равенства, своим голосом утверждал решение.

Из всего этого мы видим сложную структуру которая формировалась веками. Эти должности показывают, откуда начался Мальтийский орден, а именно орден госпитальеров. Большое влияние религии тоже нашло отражение в их обрядах и жизни. Но сейчас для нынешнего ордена это всего лишь пережитки прошлого.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.