Медведев готов править в одиночку



Требование отставки Путина звучит все громче, а президент берет в союзники ветеранов-силовиков

При приближении к дате «2012» попытка вбить клин в «тандемократию» становится все активнее. Так, несколько дней назад в интернете появилась инициатива неких «общественных сил» по сбору подписей за отставку председателя правительства Владимира Путина. И пусть на 14 марта на сайте собрано всего около 8 тысяч подписей, интересен другой факт: как эти, так и многие другие «протестанты» требуют ухода с политической арены только Владимира Путина, а не президента Дмитрия Медведева.

Отставки Путина за последние месяцы требовали на митингах в Калининграде, Байкальске и множестве других «умирающих городов». Но нигде не звучал призыв об уходе Медведева.


«Путинская модель мертва»

Тенденцию к «разводу» правящей связки, тандема Путин-Медведев подметили не только в России, но и в США. Так, газета The Washington Post в конце февраля предоставила слово Андерсу Эсланду, старшему научному сотруднику Peterson Institute for International Economics, встречавшемуся в Москве с «рядом высокопоставленных лиц».

«Путинская модель мертва. Она всего лишь распределяла между элитой и простыми людьми крупные нефтяные прибыли, не создавая ни нравственных, ни экономических ценностей. Разноголосая критика из уст элиты придает 2010 году некоторое сходство с 1987-м. В декабре старый кремлевский придворный Глеб Павловский (президент Фонда эффективной политики) даже призвал к отставке Путина, заявив, что премьер старомоден», — пишет Эслунд.

Шведский экономист уверен, что против Путина начал действовать первый заместитель главы администрации президента Владислав Сурков: «Как поговаривают в Москве, Путин обвинил Суркова в том, что последний допустил демонстрацию 30 января в Калининграде. Между тем, Медведев, публично критикуя госкорпорации, МВД и коррупцию, дает возможность другим присоединиться к этой критике и предлагает альтернативную платформу власти».

Однако, в отличие от Путина, Медведев не имеет большой и весомой команды. Если председатель правительства в бытность президентом мог рассчитывать на обширный клан чекистов, а также людей из мэрии Петербурга, с которым он работал на «гражданке», то у Медведева кадровый резерв – лишь его однокурсники по юридическому факультету Санкт-Петербургского университета.

Именно поэтому, как поговаривают в кулуарах администрации президента, в начале своего президентского срока круг полномочий Медведева и был ограничен реформой судебной системы, да незначительными имиджевыми проектами.

Фактически за 2 года президентства Дмитрий Медведев смог продвинуть во власть всего 4-5 своих людей. В первую очередь это председатель Высшего Арбитражного суда Антон Иванов, министр юстиции Александр Коновалов, полпред президента в Уральском ФО Николай Винниченко, замруководителя президентской администрации Константин Чуйченко. Правда, в последнее время ходят упорные слухи, что высокий пост может занять еще один человек из команды Медведева — ректор Санкт-Петербургского университета Николай Кропачев, который может сменить Валентину Матвиенко на посту мэра второй столицы.

«Медведев может закончить как Ющенко»

То, что Медведев продолжает играть «вторую скрипку» во властном тандеме, бросается в глаза и простому обывателю. Более того, отношение к нему россиян претерпевает не самые лучшие изменения.

Еще в 1998 году Нижегородский отдел Института социологии РАН провел исследование «Персонально-ориентированные ожидания граждан России от президента». Как рассказал руководитель этого исследования, старший научный сотрудник Александр Прудник, россияне тогда хотели видеть в новом президенте собирательный образ таких личностей, как Петр I, Жуков, Жеглов и Штирлиц. И Владимир Путин оказался тем правителем, кто в лице россиян полностью соответствовал этому образу. Начало правления Путина – это калька с царствования Петра I: собирание земель. Победа над Чечней – это образ Жукова. «Дело ЮКОСа» — это уже период «следователя Жеглова». Наконец, Штирлиц – это нынешний период Путина. Народ считает, что Владимир Владимирович до лучшей поры «затаился среди недругов».

Александр Прудник говорит, что от нового президента, преемника Путина народ ждет уже соответствия другим образам. «Это синтез Сталина, Че Гевары и персонажа романа Достоевского – князя Мышкина. Но Дмитрий Медведев не соответствует ни одному из них. И это вызывает глубокое разочарование в народе», — объясняет он.

Как считает Прудников, ни народ, ни Медведев не находят друг в друге точек соприкосновения. «И народ начинает негативно маркировать президента. Россияне с самого начала воспринимали его как слабого политика, но образ президента, «высшей силы, в силу менталитета народа нивелировал этот негатив. Поэтому к Медведеву приклеился только образ князя Мышкина. С добавкой образов Сталина и Че Гевары это было бы не страшно, но такой добавки нет. Боюсь, что президент Дмитрий Медведев может закончить, как Ющенко, который тоже так и не смог преодолеть «комплекса несоответствия» народу», — резюмирует Прудник.

Президент вербует силовиков

Дмитрий Медведев наверняка и сам понимает, что ему недостает образа «сильного человека», пусть и не Сталина, как ждет народ, но хотя бы частично – Путина. Однако без поддержки силовиков, в первую очередь спецслужб, президент даже при всем желании не сможет восприниматься как «крутой» правитель. Дмитрий Медведев, может быть, и хотел бы утвердить свой авторитет новым «делом ЮКОСа» или даже сменой премьер-министра (как менял их Ельцин или Путин), но без силовой компоненты это проделать невозможно.

Впрочем, как уверяют ряд экспертов, с которыми побеседовала, Медведев эволюционным путем пытается отодвинуть от власти нынешних силовиков, в первую очередь так называемых «питерских чекистов». Ольга Крыштановская, директор Центра изучения элиты РАН, автор исследования «Анатомия российской элиты», говорит «Свободной прессе», что общая совокупность силовиков во власти за последние два года снизилась с 42% до 30%. «Во власти сейчас идет перегруппировка сил», — отмечает она.

Кроме того, как отмечает один эксперт, у президента уже есть опыт борьбы с силовиками путем PR-технологий. «Медведев в борьбе за статус преемника в свое время смог раскрутить «дело солдата Андрея Сычева», что подорвало тогда притязания второго претендента на престол – министра обороны Сергея Иванова», — напоминает он.

Эксперт говорит, что нынешняя атака на МВД, предание гласности вопиющих случаев милицейского произвола – из этой же серии. «Атака частично удалась. Хотя Нургалиев смог остаться на своем посту, но зато был заменен целый ряд региональных руководителей МВД, а также часть его аппарата», — дополняет он.

Как рассказал еще один эксперт, отставной высокопоставленный представитель ФСБ, Дмитрий Медведев в последние 3-4 месяца все чаще консультируется с ветеранами спецслужб. «Среди этих людей – условно говоря, тех, кто старше 55-60 лет, есть огромное недовольство питерскими чекистами, которых они пренебрежительно называют «либералами» и «подполковниками». Ветераны считают, что в начале 2000-х их обделили собственностью, постами и влиянием. Они не могут простить и того, как поступили «либеральные чекисты» в конце 90-х с их неформальным лидером Евгением Максимовичем Примаковым», — говорит он.

Еще одно изменение в отношении Медведева к силовикам – это их рассадка на заседании Совета безопасности. Еще со времени Ельцина, с его фразы «Не так сидим!», это является символом приближенности или отдаленности от президента. Так вот, если при Путине по правую и левую руку рядом с ним сидели руководители ФСБ и МВД, то при Медведеве самые приближенные к нему лица на заседаниях Совета безопасности – спикер Госдумы Грызлов и председатель СФ Миронов. Силовики же теперь располагаются на дальнем конце стола (глава ФСБ Бортников – так и вовсе самый последний в ряду).

Впрочем, как это бывало уже не раз, прогнозы экспертов о кадровых изменениях в высших эшелонах власти могут оказаться, мягко говоря, недальновидными. Ольга Крыштановская говорит, что это все «скрыто от глаз исследователей». Однако, как считает большинство опрошенных экспертов, тандемократия все равно развалится на два центра силы – самое позднее, весной 2011 года, когда должен быть определен новый преемник. «Впрочем, тандемократия может и продолжить свое существование, но при одном условии – если Медведев согласится стать премьер-министром при президенте Путине», — говорит один из экспертов.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.