Когнитивный диссонанс


Одной из популярнейших пропагандистских технологий является когнитивный диссонанс. По Л. Фестингеру, — это внутренние противоречия, возникающие в сознании человека между различными когнитивными элементами. Причём в теории диссонанса под когнициями подразумеваются: элементы эмпирического знания, установки и самое главное — убеждения. Между когнициями могут существовать отношения трёх типов: консонансные, диссонансные и нерелевантные. К примеру, когниции «мне нравится вкус сигарет» и «курение успокаивает» консонансно когниции «Я курю», диссонансно когниции «курение вызывает рак лёгких» и нерелевантно когниции «идёт дождь». Как отмечает М.В. Киселёв, важнейшее положение теории диссонанса гласит: одним из способов избавиться от когнитивного диссонанса, заставить когниции консонировать, является смена поведения, если оно само по себе служит источником диссонансных когниций. Но самое важное то, что когда поведение противоречит установкам и не поддаётся изменению, можно влиять на установки человека через поведение.


По Зимбардо Ф. и Ляйппе М. теория Фестингера предполагает у людей наличие потребности в сохранении внутренней согласованности когнитивной схемы. Итак, диссонанс — это состояние аверсивного побуждения, мотовирующее действия, имеющие целью снижение диссонанса до восстановления соответствия (консонанса) между отдельными когнициями.

Почепцов Г.Г. продолжает, что именно на когнитивном диссонансе построен метод «промывания мозгов». Интересен пример того, как китайские коммунисты обрабатывали американских военнопленных во время корейской войны: «Пленных часто просили делать антиамериканские и прокоммунистические заявления в настолько мягкой форме, что эти заявления казались не имеющими значения («Соединённые Штаты не совершенны», «В социалистических странах нет безработицы»). Но, подчиняясь этим минимальным требованиям, пленные американские солдаты подталкивали самих себя к выполнению более существенных требований. При этом человека, который только что согласился с тем, что Соединённые Штаты не совершенны, можно спросить, почему, по его мнению, это так. Далее этого человека можно было попросить составить список «проблем американского общества» и подписаться под ним. Потом его можно попросить ознакомить с этим списком других пленных. К завершению обработки этому человеку можно предложить написать статью на данную тему. Затем, после всей этой промывки мозгов "… Пленные слушали лекции о победе против империализма в корейской войне. Но любая проблема решалась не с помощью силы, а путём дискуссии… Часть дня посвящалась личной критике их поведения, привычек, что напоминает вариант психотерапии. В результате человек, покидавший лагерь, нёс в себе набор новых для него ощущений...". Такой реальный «подопытный» из западного мира отмечал: «Когда я покидал Китай, у меня было странное чувство: теперь я еду в империалистический мир. Никто не будет заботиться обо мне. Я буду безработным и потерянным — все будут смотреть на меня как на преступника. В то же время я считал, в моей стране есть коммунистическая партия. Я приеду из коммунистического мира; они будут знать, что меня подвергли перевоспитанию. Возможно, они захотят оказать мне поддержку». Неплохая обработка?

Отмечу, что Дж. Браун выделяет в методике «промывания мозгов» десять этапов. Первый этап — смена идентичности. К пленному обращаются по его лагерному номеру. Человек превращается в ребёнка с его сильной зависимостью от окружения.
Второй этап — установление вины. Пленный начинает считать, что это не его «учителя» виноваты в его страданиях, а он сам.
Третий этап — самопредавание. Пленный предаёт своих друзей, организацию, в которой работал, полностью изолируется от своего прошлого.
Четвёртый этап — тотальный конфликт и базовый страх. Пленный панически боится полной потери своей индивидуальности.
Пятый этап — мягкость и возможность. Пленный впитывает знаки мягкости и доброты, которые появляются у его тюремщиков.
Шестой этап — подталкивание к признанию. Пленный выталкивается на тотальное, а не частичное, как ранее, признание своей вины, пронизывающее всю его личность.
Седьмой этап — канализация вины. Пленный направляется к осуждению себя за свою старую идентичность, за то, что он с Запада и «империалист».
Восьмой этап — логическое развенчание. Пленный критикует каждый аспект своей прошлой жизни.
Девятый этап — прогресс и гармония. Пленный осознаёт, что дальше «так жить нельзя» и переходит на новую систему ценностей.
Заключительный этап — окончательное признание и закрепление. Новая идентификация и закрепление новой системы ценностей.

Американский психолог Р. Чалдини замечает, что при обработки американцев китайскими коммунистами конкурсы очерков делались за условную награду, чтобы человек не стал думать, что его действия вызваны материальными стимулами. При этом М.В. Кисилёв отмечает, что минимизация уступок вначале носит явно выигрышный характер: если человек не захотел написать прокоммунистический ответ на заданный вопрос, его просили переписать ответ из тетрадки товарища. Кстати, чтобы письмо дошло до родных, пленные сами насыщали его нужными сведениями (хорошая жизнь в лагере, сочувствие к коммунизму). Но, как отмечает Чалдини, тем самым китайцы заставили людей записать на «внутреннюю магнитофонную ленту» то, что им было нужно.

М.В. Кисилёв считает, что подобным образом «архитекторы» и «прорабы «перестройки» меняли идентификацию советских людей. Действительно, прививалось так называемое «новое мышление» с конкретной целью — сломить ментальное предпочтение идеи социализма.

Источники:

1. Кисилёв М.В. Психологические аспекты пропаганды. //http://psyfactor.org/propaganda7.htm
2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001
3. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.