Тень политического рейдерства над Россией
Поговорим о таком малоизученном феномене, как политическое рейдерство, благо оно на устах у большинства российских экспертов и журналистов.
Политическое рейдерство — это силовое подчинение политической организации (партии, политического лидера, молодёжного и общественного движения) против её воли другой политической силой. Чаще на практике, в отличие от обычного рейдерства — это смена руководства местной партийной организации путём подкупа, шантажа и т.п. В современной России в последнее время нарастает настоящий шквал этого явления.
Есть две основные цели политических рейдеров:
1. Политическая смерть оппонента через поглощение или ликвидацию враждебной политической силы.
2. Политическое и медийное прикрытие экономического рейдерства. В России эта практика чаще работает на региональном уровне.
Этих целей политические рейдеры достигают через форсирование определённых задач: работа с федеральной властью и её СМИ; контакты с региональной властью, региональными бизнес-элитами и их СМИ; работа с муниципальной властью, муниципальным бизнесом и их СМИ; взаимодействие с местными общественно-политическими организациями и движениями.
Самые распространённые технологии политических рейдеров:
— организация освещения центральными СМИ контента о некомпетентной и коррумпированной региональной власти.
— распространение слухов и дезинформации среди членов региональной элиты для провокации неверных решений.
— распространение слухов и дезинформации среди центральной элиты.
— создание повода для конфликта в региональном сообществе.
— организация протестных акций.
— создание массового оппозиционного движения на региональном уровне.
— кампания по критике представителями местного сообщества региональных и правоохранительных властей.
— организация «майдана» — стационарного протестного митинга.
От теории к практике.
Начну с самого интересного — рейдерства в политических партиях. Дело в том, что выбор технологии политического рейдерства не только зависит от расстановки сил внутри вражеской политической организации, но и от позиции федерального руководства этой партии-конкурента, от возможностей противоборствующих сторон.
Простейший способ – «торговля партиями». Всё начинается с инициативы бизнесмена, которому вдруг понадобилось возглавить партийный список или же иметь надёжного лобби в местных советах депутатов, который будет влиять в его целях на представителей других органов власти.
А. Мазур, руководитель аналитического отдела ТАЙГИ.info, напрямую столкнувшийся с политическим рейдерством, так описывает процесс «купли-продажи партии». Бизнесмен, «проникшийся политическими взглядами», идёт к существующим руководителям организации выгодной для его дела партии. Обычно договоренности заключаются в том, что партфункционеры получают материальную помощь, а бизнесмен – место в политсовете или пост руководителя. Однако наиболее хитрые бизнесмены сразу едут в Москву с целью договариваться с федеральным руководством партии — для надёжности. Там тоже может быть либо материальное возмещение, либо обязательства добиться успехов в партстроительстве. При этом, если бизнесмен не хитрый, а очень жадный и ограничивается только договоренностями с местным руководством, то федеральный центр может отказаться признавать произошедшие изменения. А то и в суд подать, сколотив себе на этом дополнительный политический капитал.
А. Мазур приводит классический пример. По такой схеме в начале 90-х руководителем новосибирского «Яблока» стал директор Новосибирского электровакуумного завода Виктор Медведко. Тогда как до этого он возглавлял фракцию «Коммунисты России» в горсовете и был сторонником прокоммунистического губернатора Виталия Мухи. Такой же технологией политического рейдерствана уровне местных организаций — ЛДПР и былой СПС — на Алтае воспользовался местный магнат Анатолий Банных. С помощью политического рейдерства «обновилось» руководство былой «Партии жизни» — им «по совместительству» стало руководство крупнейшей зерноперерабатывающей компании Алтая «Пава» в лице председателя совета директоров Андрея Игошина и вице-президента Петра Гайдука.
Между тем, довольно распространено явление, когда руководство партии-жертвы рейдерства упорствует, и добровольной смены не получается. Начинается борьба. Возможны два варианта: действовать через Москву или снизу, через рядовых членов партии и низовые ячейки. По мнению А. Мазура, оптимальным является комбинированный вариант — Москва крайне неохотно пойдет на роспуск организации, потому что это может вызвать скандал и многочисленные судебные разбирательства. Но если в организации раскол, и две группы претендуют на «легитимность», федеральное руководство уже может одну из групп поддержать, а другую – исключить «за политический ущерб, нанесенный партии». Подобное произошло с новосибирским отделением былой Партии пенсионеров.
Правило политического рейдера — нужно осознавать, что для захвата партии или создания раскола требуется существенный процент от числа членов организации. Есть и другие методы политического рейдерства в партиях: подкуп, игра на противоречиях внутри организации, внедрение своих «агентов». Если у рейдера есть договоренность с Москвой, он может «принять в партию» рабочих своего завода или студентов дружественного ВУЗа.
А. Мазур приводит настоящую «хронику политического рейдерства» на новосибирском уровне. Посмотрите:
2001 год. В новосибирское отделении партии «Яблоко» приходит группа новых членов во главе с политтехнологами Яковом Савченко и Алексеем Мазуром, которая получает с протектората федерального центра контроль над организацией.
2003 год. Нарастает острый конфликт в новосибирском отделении коммунистической партии между руководителями отделения и владельцем «Вестфалики» Михаилом Титовым, который пытается получить контроль над организацией. Прежнее руководство побеждает, сторонники Титова изгоняются из КПРФ.
2004 год. На основе Партии Регионов и студенческих профсоюзов формируется партия «Родина», в которую не попадают другие участники одноименного блока, конкретно – сторонники С. Глазьева.
2005 год. Достигнута договоренность с В. Жириновским, по которой руководство новосибирской организации ЛДПР меняется на лояльное губернатору Новосибирской области.
2006 год. В новосибирский областной Совет после выборов происходит смена руководства новосибирской «Единой России», откуда выдворяются ставленники Александра Карелина. Контроль над организацией переходит к спикеру А. Беспаликову — бывшему заместителю губернатора области.
2006 год. Федеральное Бюро «Яблока» исключает из партии членов новосибирского политсовета, баллотировавшихся в облсовет по списку своих союзников из СПС. Сам же политсовет распускается.
Любопытно, правда? Это только по новосибирскому региону. А теперь представьте, что творится по всей России.
Замечу, что политические рейдеры не зацикливаются только на «абордаже партий». Вообще их цель — добиться победы того, кто им заплатил деньги за работу. Спектр же их деятельности обширен. Конфликт осенью 2007 г. между частями элит, сгруппировавшимися вокруг руководства города Ставрополя и экс-губернатора расценивался многими экспертами как попытка настоящей мини-«оранжевой революции». Однако, как показали события, сами факты контактов политических рейдеров с представителями зарубежных миссий привели к обратному результату — к трактовке данных событий как подготовительной стадии локальной «цветной революции» и послужили делегитимизации оппозиции в глазах федеральной власти. А это просчёт политических рейдеров.
Политические рейдеры могут использовать так называемый «майдан» — массовый стационарный протестный митинг с палаточным лагерем. Что было не только на Украине, но и в России во время противостояния в г. Черкесске двух кандидатов в президенты Карачаево-Черкесской республики С. Дерева и В. Семёнова.
Как я уже говорил, политическое рейдерство часто используется для прикрытия рейдерства экономического. А.Э. Гапич и Д.А. Лушников приводят в пример процесс в Узбекистане по делу «подпольной исламской группировки „Акромия“ в Андижане, повлёкший за собой события мая 2005 г. Позже выяснилось, члены „Акромии“ владели обширным бизнесом в области: мебельной фабрикой, строительными организациями, мастерскими и магазинами. Поставляли бытовую и офисную технику и мебель андижанской мэрии. Проводили евроремонт хокима (губернатора) области в Олтинкульском районе и отделочные работы его нового трёхэтажного дома в Андижане. Дело в том, что за год до этого президент сменил хокима области, и новый начальник решил прибрать всё к своим рукам.
Иными словами, политическое рейдерство — теперь довольно распространённое явление не только в мире, но и в России.
Пишите, если слышали о „свежих“ примерах политического рейдерства в России.
Источники:
1. Мазур А. Политическое рейдерство в Сибири. //http://tayga.info/details/2006/11/13/~89675
2. Гапич А.Э., Лушников Д.А. Технологии цветных революций.
0 комментариев