Аналитическая программа "Однако" с Михаилом Леонтьевым



На днях Обама произнес слова, которые Америка от своего президента не слышала со времен Рузвельта. То есть со времен Великой депрессии.

«США были почти ввергнуты во вторую Великую депрессию из-за безответственности Уолл-стрит и Вашингтона, — сказал господин Обама. — Некоторые люди на Уолл-стрит забывают, что за каждым долларом, которым они торгуют, стоят семьи, желающие купить дом или заплатить за образование, открыть свой бизнес или отложить на пенсию».


Обама проталкивает через конгресс законопроект, цель которого ограничить спекулятивную деятельность могущественных банков Уолл-стрита и поставить их под мощный контроль со стороны финансовых регуляторов. Некоторые комментаторы называют это чуть ли не единственным и важнейшим шагом по искоренению тех безобразий, которые привели к нынешнему кризису. Во всяком случае сам Обама трактует это именно так. Законопроект уже одобрен нижней палатой конгресса и должен быть
представлен сенату.



Законопроект Обамы предполагает ограничить деятельность системообразующих банков. В частности, предполагается запретить игру на фондовом рынке с ценными бумагами за счет средств вкладчиков, разделить коммерческие банки и их подразделения, занимающиеся так называемой инвестиционной деятельностью, то есть игрой на спекулятивном рынке. И расширить полномочия Федеральной резервной системы по контролю за финансовым сектором.

Речь идет об огромном пузыре из различных так называемых ценных бумаг, чисто спекулятивных, никак не связанных с реальными ценностями, ничем не обеспеченных, но при этом составляющие львиную долю современного финансового рынка. Считается, что от этих самых бесконтрольных игр и пошел кризис. Этот пузырь никто не собирается сдувать — не дай Боже! Но хотя бы как-то держать под контролем самые рискованные его сегменты! Пробить финансовое лобби в Америке — это титанический подвиг. Есть мнение, что это в принципе невозможно. Ведущая роль в проталкивании этой идеи в Америке принадлежит Полу Волкеру. 82-летний Волкер, бывший главой ФРС еще до старика Гринспена, настоящий авторитет и мастодонт американских финансов, сейчас трудится экономическим советником у Обамы. Старику Волкеру терять нечего. Он уже угрожал противникам своего проекта, что он их найдет на том свете.

Михаил Хазин, экономист: «Волкер пытается объяснить Обаме, что надо менять систему регулирования всей банковской системы. Вулкер пытается вернуть закон Гласса-Стигала, жестко ограничивающий возможности банков по спекуляции чужими деньгами. То есть он фактически пытается резко уменьшить потенциальный объем инвестиционных денег. Он говорит: ребята, пускай каждый инвестор рискует сам, пускай он разорится, нам не страшно, спишем всё и соответственно после этого начнем с нуля. Единственное, что, может быть, он не понимает, с какого именно места придется начинать».

С какого места? Объема рынка этих самых деривативов никто не знает. Экспертная оценка — примерно, не менее 400 триллионов долларов. Это так, семь мировых ВВП. Любой удар по этому рынку — а реальный контроль — это очень серьезный удар — вызовет такие последствия, что никто костей не соберет. И кости, естественно, никто собирать и не собирается.

Рон Крушевски, финансовый аналитик: «У меня нет доверия к законопроекту, который насчитывает 320 страниц. Это похоже на специальное введение общественности в заблуждение. Если бы власти смотрели в корень проблемы, все было бы гораздо проще».

То есть бедные американские юристы без работы не останутся. То есть на самом деле этот законопроект — очередной образец фирменного стиля Обамы: если Обама где-то обещает перемены — никаких перемен не будет точно. Так что банковские лоббисты напрасно беспокоятся.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.