Империя-банкрот
Правительство Соединенных Штатов по сути дела несостоятельно. Вашингтон уже не может как прежде мелочно опекать весь мир. Международная социальная инженерия это весьма сомнительное предприятие – даже в самых лучших обстоятельствах. Глупо даже пытаться заниматься ею, если сам тонешь в долгах.
Традиционные военные угрозы Америке в основном исчезли. Нет больше ни Советского Союза, ни Варшавского договора. Маоистский Китай канул в Лету, а Вашингтон сегодня соединен союзническими обязательствами практически со всеми промышленно развитыми государствами. Вспомним знаменитую фразу Колина Пауэлла (Colin Powell), которую тот произнес, находясь на посту председателя объединенного комитета начальников штабов: «У меня заканчиваются враги … Остались только Ким Ир Сен и Кастро». Но Соединенные Штаты по-прежнему ведут себя как глобальная служба спасения.
К сожалению, для гиперактивной внешней политики нужна сильная и большая армия. На долю Америки приходится примерно половина общемировых военных расходов. В реальном выражении Вашингтон сегодня тратит на «оборону» больше, чем во времена «холодной», корейской и вьетнамской войн.
Военные расходы США исключительны по любым меркам. Мои коллеги по Институту Катона Крис Пребл (Chris Preble) и Чарльз Закаиб (Charles Zakaib) недавно сравнили американские и европейские военные ассигнования. Американские расходы имеют тенденцию к повышению и сегодня приближаются к пяти процентам ВВП. Европейские же показатели по отношению к ВВП устойчиво снижаются, и составляют в настоящее время в среднем менее двух процентов.
Несоответствие выглядит еще разительнее, если сравнивать военные расходы в расчете на душу населения. Здесь показатель США составляет около 2200 долларов. Большинство европейских стран существенно отстает – там эта цифра составляет менее 1000 долларов. Добавьте сюда военные расходы не по линии Пентагона — министерство внутренней безопасности, ведомство по делам ветеранов, министерство энергетики (это ядерное оружие) – и вы увидите следующую картину: в 2008 году общие военные расходы Америки составили 835,1 миллиарда долларов, что эквивалентно 5,9 процента ВВП или 2700 долларов в расчете на человека.
Макс Бут (Max Boot) из Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) обеспокоен тем, что увеличение финансовых обязательств (забудьте о нереальных оценках по поводу сокращения дефицита) в результате принятия нового закона о здравоохранении помешает в будущем сохранить такие чрезмерные расходы на оборону. В итоге появится угроза «глобальной репутации» Америки. Бут спрашивает: кто будет охранять морские коммуникации, предотвращать распространение оружия массового уничтожения, бороться с терроризмом, реагировать на проявления геноцида и прочие бессовестные нарушения прав человека? Кто будет удерживать страны-изгои от агрессии?
Конечно, сегодня никто не грозит перекрыть морские коммуникации. Вашингтон понял, что остановить ядерное распространение, не начав при этом войну, очень сложно; однако неразборчивое военное вмешательство США создает очень мощный стимул для стран стать обладателями ядерного оружия. Бронетанковые дивизии и авианосные ударные группы в борьбе с террористами не очень-то помогают. Ирак показал, что жестокости войны зачастую более бесчеловечны, чем хищничество диктаторов. Кроме того, сдерживанием стран-изгоев могут заниматься и многие другие государства.
Соединенные Штаты не должны пытаться делать все и вся – даже если они могут это себе позволить. А они не могут. Если говорить о федеральной казне, то там ничего нет. Если бы дядя Сэм был реальным персонажем, он бы объявил банкротство.
Сегодня национальный долг составляет 12,7триллиона долларов. Бюджетное управление Конгресса подсчитало, что при нынешней политике (причем оно нереалистично исходило из того, что новых увеличений расходов не будет) дефицит в предстоящее десятилетие составит 10 триллионов долларов. Но расходы будут увеличиваться – и намного.
Fannie Mae и Freddie Mac как всегда активны. Неся дополнительные потери, они, тем не менее, владеют или выступают гарантами по ипотечным кредитам на общую сумму в 5,4 триллиона долларов. Портфель застрахованных ипотечных кредитов Федерального управления жилищного строительства продолжает увеличиваться одновременно с ростом неплатежеспособности. Сумма обязательств Ginnie Mae (правительственная национальная ипотечная ассоциация), которая выпускает гарантированные ценные бумаги под залог ипотеки, также выросла до небес. Федеральная корпорация страхования депозитов FDIC в прошлом году закрыла рекордное количество банков – 140, и теперь ей не хватает наличных денег. В прошлом году государственное ведомство по страхованию пенсий Pension Benefit Guaranty Corporation подсчитало, что дефицит в его фондах составляет 34 миллиарда долларов. Недофинансирование по федеральным пенсиям составляет 1 триллион долларов. А местным пенсионным фондам и пенсионным фондам штатов в целом не хватает около 3 триллионов.
Расходы на войну в Ираке сохранятся еще на долгие годы после вывода оттуда американских войск, поскольку государство обязано заботиться о тяжелораненых военнослужащих. Общая сумма расходов составит 2 триллиона долларов, а то и больше. Продление и расширение войны в Афганистане потребует еще больших федеральных ассигнований.
Но самое страшное в другом. В прошлом году общая сумма непрофинансированных обязательств по программам Social Security/Medicare (социального обеспечения и медицинского обслуживания), согласно оценкам, составила 107 триллионов долларов. Первоначально ожидалось, что дефицит в программе социального обеспечения появится в 2016 году. Но в ее рамках уже в текущем году будет потрачено больше, чем собрано. А «доверительный фонд» это не более чем бухгалтерская фикция. Совместная программа Medicaid, проводимая федеральными властями и штатами, также ломает все бюджеты. Бюджетное управление Конгресса заявляет, что при сохранении нынешних темпов роста расходов к 2050 году эти три программы будут «съедать» фактически весь федеральный бюджет.
Сумма обязательств дяди Сэма превышает сумму чистого капитала американцев. Однако соотношение долга и ВВП будет и впредь увеличиваться, и со временем оно может достигнуть уровня Второй мировой войны. Величина чистого процентного дохода к 2020 году может вырасти в четыре с лишним раза, составив 840 миллионов долларов в год.
Вот слова председателя Федеральной резервной службы Бена Бернанке (Ben Bernanke): «Все это наступит не через десять лет. Все это влияет на рынки уже сегодня». В марте доходность казначейских облигаций была на 3,5 базисных пункта выше, чем у акций холдинга Berkshire Hathaway Уоррена Баффета (Warren Buffett).
Агентство Moody’s недавно пригрозило понизить рейтинг федерального долга, заявив: «Хотя страны с показателем ААА и выигрывают от необычайной степени гибкости балансовых отчетов, такая гибкость не может сохраняться бесконечно долго». В 2008 году Том Леммон (Tom Lemmon) из Moody’s выступил с предостережением: «Основополагающему рейтингу кредитоспособности американского правительства в предстоящие десять лет грозит опасность понижения, если не будут найдены решения по увеличивающимся, но не профинансированным обязательствам Medicare и Social Security».
И здесь не учитывается рост федеральных расходов на медикаменты.
Соединенным Штатам Америки грозит бюджетный кризис. Если бы на карту была поставлена жизнь Америки, то огромные военные расходы были бы оправданны. Но мы не должны защищать другие страны, особенно процветающие и густонаселённые государства, вполне способные сами себя защитить. Бут предупреждает: «Америке будет все труднее играть роль глобального полицейского и одновременно – государства-няньки». Америка не должна быть ни тем, ни другим.
Здесь дело не только в деньгах. Конституция предусматривает, что государство с ограниченной ответственностью должно сосредоточиться на защите американцев, но не на преобразовании всего мира. Более того, если Вашингтон и дальше будет действовать как глобальный полицейский, у друзей и союзников Америки никогда не появятся стимулы делать больше для собственной обороны.
Соединенные Штаты еще долгие десятилетия будут мировой державой. Но Америка не имеет возможности действовать так, будто она единственная в мире держава. США должны начать процесс превращения в нормальную страну с нормальной внешней политикой.
Дуг Бэндоу – старший научный сотрудник Института Катона; в прошлом специальный помощник президента Рейгана. Он автор нескольких книг, в том числе, «Foreign Follies: America's New Global Empire» (Зарубежные авантюры: новая глобальная империя Америки). Он также является стипендиатом Роберта Тафта и сотрудником Американского консервативного оборонного альянса (American Conservative Defense Alliance).
0 комментариев