Зауженная амнистия


Решено: на свободу в связи с 65-летием Победы выйдут только ветераны. Госдума приняла в первом чтении проект постановления о так называемой “узкой” амнистии.

Куда еще уже: гуманизм властей смогут почувствовать в общей сложности не больше 260 стариков.

На обсуждение было вынесено три варианта амнистии. Тот, что внесла фракция ЛДПР, предлагал освободить от уголовной ответственности те же категории совершивших нетяжкие преступления граждан, которые амнистировались раньше: пенсионеры, несовершеннолетние, беременные женщины и т.д. и т.п. Всего 15—20 тысяч человек, уверяли авторы. Один из них, Сергей Иванов, обратил внимание на то, что в двухтысячные годы Госдума все реже пользуется своим конституционным правом на амнистию (последний раз это случилось в 2006-м), и связал это с подчиненной ролью парламента системе российской власти.

Справороссы настаивали на максимально широкой акции — “самой масштабной после 1952 года”, как заявила депутат Вера Лекарева: амнистировать до 450 тысяч совершивших нетяжкие преступления. “Потенциальная система в России за 10 лет радикально не улучшилась, тюрьмы и СИЗО переполнены, и в результате наказание оказывается более жестоким, чем предусматривалось приговором суда”, — убеждала она коллег. Напомнила г-жа Лекарева и о 5 тысячах умерших в местах лишения свободы в 2009 году…

Автором варианта, поддержанного единороссами, значился председатель думского Комитета по законодательству Павел Крашенинников. Он заявил, что правильнее будет сосредоточиться “исключительно на 9 мая” и амнистировать лиц, непосредственно связанных с Великой Отечественной. А именно: ветеранов, тружеников тыла, проработавших на оборону не меньше 6 месяцев, блокадников и узников концлагерей. “Круг этих лиц достаточно узкий, они в возрасте, и выход их из мест лишения свободы никак не повлияет на криминогенную обстановку”, — заявил он. Человек 60 освободится из тюрем и колоний и отправится “к родным или в дома престарелых”, да еще человек 200 освободят от ответственности на стадии следствия.

Глава комитета объяснил, что амнистии проводятся все реже, потому что уголовное законодательство меняется “в основном в лучшую сторону”. “Не могу сказать, что на сто процентов в лучшую сторону”, — тут же честно признал он. Выпускать 300—400 тысяч, по мнению г-на Крашенинникова, неправильно: “Где они будут работать, где жить?” А освобождать от наказания те же категории совершивших преступления, что и раньше, как предлагала ЛДПР, будто бы нельзя, так как “это дискредитирует отдельные статьи УК”. Мол, несовершеннолетние или пенсионеры, совершая преступления, заранее рассчитывают на амнистию…

“Узкий” вариант поддержали лишь единороссы и несколько членов фракции “Справедливая Россия”. “Такой потешной амнистии у нас еще не было, — подвел итог коммунист Владислав Юрчик. — Последней, в связи со 100-летием Госдумы в 2006 году, воспользовалось 14 тысяч человек, в честь 55-летия Победы в 2000 году амнистировали 200 тысяч человек. А сейчас — 200… Чувствуете разницу?” А Татьяна Москалькова (“СР”) заявила, что ради столь узкой категории лиц и огород городить не стоило. Можно было бы освободить ветеранов указом президента о помиловании. Но с этим г-н Крашенинников не согласился: “Тогда бы от ответственности не избавились те 200 человек, в отношении которых приговор еще не вынесен”.

Второе (и окончательное) чтение постановления об амнистии состоится на следующей неделе. Такие постановления — документы прямого действия, одобрения Совета Федерации и подписи президента не требуют и вступают в силу с момента опубликования.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.