Исследование по политическому менеджменту по теме: Анализ советского управления в 1920-ые годы


1920 годы в истории молодой Советской республики – период коренных изменений во всех сферах жизни после окончания Гражданской войны и возрождения страны из разрухи.
Первая союзная Конституция — Конституция СССР 1924 г. определила принципы образования единого союзного социалистического государства, образованного 30 декабря 1922 года путём объединения РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (Грузия, Армения Азербайджан) и где за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из Союза. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они стали частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления.

Высшим органом власти признавался Съезд Советов СССР, а в перерывах между съездами — Центральный исполнительный комитет (ЦИК), который утверждал правительство — Совет народных комиссаров. Большевики медленно и методично выстраивали монополию власти и идеологии. Власть Советов была подменена властью большевиков, диктатура пролетариата – диктатурой большевиков. Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали глубокие изменения внутри самой партии. Происходило массовое вливание народных масс в партию большевиков за счёт малограмотных людей, не способных на созидание в развитии партии, и от которых требовалось лишь подчинение партийной дисциплине. Рекрутирование грамотными и молодыми кадрами в высшие эшелоны партии практически не происходило. Старая большевистская элита была втянута в борьбу за власть и расколота. В последствии и вовсе уничтожена главным идеологом Сталиным.
Вывод: Оформление к концу 20-х годов административно — командной системы управления советским обществом, которая тесно связана с функционированием государственной партии, обладающей полномочиями верховной власти в стране, способствовали установлению однопартийной политической системы с тоталитарной единоличной властью Сталина. В политической системе сформировался строй, при котором осуществлялся полный контроль над всеми областями общественной жизни страны.

scahi.ru/download/astahov._istoria_soc._rev._rossii_1917-1939.pdf
www.bibliotekar.ru/ussr-sssr/index.htm
ru.wikipedia.org/
www.liveinternet.ru/users/935851/post197140608/

Самостоятельное исследование по политическому менеджменту: "Управление в Золотой Орде"

Исследование по политическому менеджменту по теме:
«Управление в Золотой Орде»

Золотая Орда являлась составной частью Монгольской империи, основанной Чингисханом, которую получил в наследство его внук Батый. Другое название — Ордынская империя.

Верховная власть, деспотическая по существу, принадлежала хану, возводимому на престол курултаем. Как правило, ханом становился старший сын предшествующего хана или другой ближайший родственник из чингисидов. Часто борьба за ханский престол носила ожесточенный характер, сопровождалась интригами, тайными или открытыми убийствами претендентов.
Власть Золотой Орды распространялась не столько на территорию, сколько на народы и племена, находившиеся на разных стадиях социально-экономического и культурного развития, исповедовавшие различные религии, что очень усугубляло положение со всех сторон. Государственный механизм Золотой Орды обеспечивал эксплуатацию своих трудящихся и ограбление покоренных народов. Это достигалось установлением государственного режима, при котором подчинение младших старшим было безусловным и бездумным и беспрекословным. При этом использовались как пережитки прежней родоплеменной организации, так и новые военно-феодальные принципы.

Хан прежде всего был верховным собственником и распорядителем всех земель в государстве, которые раздавал родичам и должностным лицам. Он был главой вооруженных сил, производил назначения и смещения всех высших должностных лиц. Самим ханом или от его имени осуществлялись внешнеполитические акции, в том числе объявление войны и заключение мира. Был он верховным судьей, его воля считалась законом.

Существовал в Золотой Орде и коллегиальный орган народного представительства, всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов, в определённой степени — аналог европейских парламентов — так называемый курултай. В нем участвовали сыновья хана, его ближайшие родственники (царевичи), вдовы ханов, эмиры, нойоны, темники и др. На курултае решались вопросы войны и мира, наиболее важные споры и распри между представителями феодальной верхушки, пересматривались границы улусов, объявлялись решения хана по другим вопросам. Воля хана, его решение на курултае являлись окончательными и неоспоримыми. Курултаи.

В Золотой Орде постепенно сложилась своеобразная система центральных органов управления, многие черты которой были заимствованы от восточных деспотических государств (Китая, Персии, среднеазиатских ханств). В конце XIII в. появились диваны (канцелярии) для ведения дел по различным отраслям управления. В них работали многочисленные секретари и переписчики (битакчи). Диваны находились в подчинении высших должностных лиц, назначаемых ханом, выполняли их поручения, давали им различные сведения о положении дел в той или иной отрасли управления или на местах. Четкого разграничения компетенции диванов по отраслям управления не было.

В основе административно-территориального деления Золотой Орды лежала улусная система.Первоначально административное устройство Золотой Орды по монгольской традиции представляло собой отражение кочевого военного устройства. На этой же основе происходило формирование аппарата управления государством. Улусы делились примерно на 70 «областей» во главе с эмирами, которые в войске выполняли роль темников, «области» делились на «районы» во главе с тысячниками. В ходе становления Золотой Орды происходит синтез и частичное вытеснение кочевых традиций заимствованным китайским, а также исламским (особенно со времен хана Узбека — XIV в.) опытом государственности.
В государственном устройстве орды хочу отметить два существенных момента. Во-первых, территория государства не оставалась стабильной, изменяясь на протяжении всего периода его существования; она то сокращалась, то вновь увеличивалась. Во-вторых, специфика золотоордынских границ состояла в том, что все окружающие народы старались как можно дальше селиться от районов обитания монголов из-за вполне попятной заботы о собственной безопасности. В результате это привело к тому, что по периметру золотоордынских кочевий возникали «пустые места», или, применяя современный термин, нейтральные зоны. В ландшафтном отношении они обычно представляли собой переходные лесостепные районы. Обычно они использовались попеременно то одной, то другой стороной в хозяйственно-промысловых целях. К примеру, если летом золотоордынцы пасли здесь скот, то зимой русские занимались охотой. Правда, хочу отметить, что подобные нейтральные зоны особенно характерны лишь для XIII в. — периода наибольшей военной агрессивности монголов. В XIV в. они постепенно начинают осваиваться окружающими Золотую Орду оседлыми народами.

Золотую Орду достаточно хорошо можно характеризовать как империю, в первоначальном значении этого слова — военная власть. Основу государства составляло конное войско, в начале своего существования образованное степными кочевыми племенами. Один из важнейших принципов построения дееспособного войска — принцип единоначалия и безусловного повиновения начальнику. Именно это я вижу в Золотой Орде — вся власть (законодательная, исполнительная и судебная) сосредоточена в одних руках, за невыполнение приказа — смерть. Еще одна важная особенность устройства Золотой Орды — большое значение родоплеменных связей. Во главе орд, которые входили в состав Золотой Орды стояли обычно представители одной семьи — потомки Чингиз-хана, Чингизиды. Поэтому решение внутренних дел в Золотой Орде часто напоминает решения дел в одной большой семье.

Отношение к Монгольской империи в современном мире неоднозначное. С одной стороны она лишила самостоятельности большое количество народов и племен, с другой — она на протяжении двух веков обеспечивала мир и законность на огромной территории от Восточной Европы до Тихого океана. Это стало основой развития международной торговли (Великий Шелковый Путь) и финансовой системы, распространение культуры и знаний. Некоторые исследователи рассматривают Монгольскую империю как ту силу, которая дала толчок для развития торговли и финансовой системы Западной Европы, эпохи Возрождения и стала причиной развития современной западной цивилизации.

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что до завоевательных походов монгольские кочевые племена находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. К началу 13 века разрозненные монгольские племена были объединены под властью Чингисхана. Чингисхану удалось создать в ходе завоевательных походов огромную степную империю, которой не было равных в истории.
Золотоорднынское общество по уровню своего социально-экономического развития, если не превосходило другие региональные державы того периода, то точно не отставало от них. Каменные города Золотой Орды процветали, многие их них возводились на пустом месте, они обустраивались целыми кварталами ремесленников, архитектурными достопримечательностями, широкими проспектами, в них часто имелись общие бани, центральное отепление, канализация. Развитая и относительно безопасная трансконтинентальная сеть путей сообщения обеспечивала бурный рост торговли транзитными и отечественными товарами на евразийском пространстве.
Как мы видим, Золотая Орда представляла собой скорее не примитивное «варварское» общество, как ее вырисовывают петровская и марксистская исторические школы, а скорее процветающую торгово-ремесленную держав.

Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась.
До сих пор в оценке многих политических и бытовых сторон жизни и истории Золотой Орды встречаются самые противоположные мнения.
В русской истории господствовало суждение о ней как о государстве-угнетателе, не заслуживающем внимания советских историков. Но несмотря ни на что, золотоордынская тематика была и осталась одной из традиционных в российской науке.

Источники: cyberland.ws/26-zolotaya-orda.html
allstude.ru/Istoriya/Zolotaya_Orda.html
www.spsl.nsc.ru/history/descr/orda.htm

Характерные черты управления в Римской республике

Характерные черты управления в Римской республике

Респу́блика (лат. Res publica Populi Romani) — историческая эпоха Древнего Рима (509-27 года до н. э.). Государственно-политический строй Республики совмещал демократические, олигархические и монархические (в традициях предшествовавшей, царской эпохи) элементы.
Периодизация истории Римской республики
1. Ранняя Республика (509—287 гг. до н. э.)
2. Классическая (средняя) Республика (287—133 гг. до н. э.)
3. Поздняя Республика (133-27 гг. до н. э.)

В период республики организация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.
В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета.
В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением Пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях высших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.
В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в результате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.
Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение.
Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению.
Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат получил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически направлять деятельность собрания.
Важную роль в государственном механизме Римской республики играл сенат.
Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сенаторов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица — цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.
Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии — кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.
Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Подводя итоги, следует отметить, положительными чертами государственного управления в Римской республике было то, что управленческая система не позволяла узурпировать власть одним лицом или какой-либо группой лиц, а также давала меньшую возможность для коррупции.
В Римской Республике — законодательная власть принадлежала Сенату и Народному собранию, исполнительная – магистратам, которые управлялись коллегиально. Существовал целый ряд цензов к занятию той или иной должности, в Римской республике существовали и иные цензы, которые препятствовали допущению во власть людей богатых и знатных, но некомпетентных в управлении государством.
Политические группы в Римской республике не были сильно коррумпированными.
Система управления в Римской республике позволяла занимать высшие государственные посты наиболее профессиональным и компетентным должностным лицам, а также способствовала участию в управлении государством не только представителей богатых аристократических народов, но и простых, не родовитых граждан.

Источники:
www.krugosvet.ru/enc/istoriya/KARFAGEN.html?page=0,0
all-history.info/stats.php?id=101
pioss.net
www.riferats.ru/histor-gospra.php
ru.wikipedia.org/wiki/

Принципы управления в античной Спарте

Спарта — это древнее государство в Греции в области Лакония на юге полуострова Пелопоннес, в долине Эврота. В античные времена подконтрольные ему территории назывались Лаконией, по большей части населённой рабами-земледельцами (илотами), и ремесленниками-горожанами (перийоками) — лично свободными, но без каких-либо политических прав. Титульной нацией было дорийское племя Спартанцев, которых было намного меньше, но они были лучше организованны
Государственный строй в Спарте воплощал в себе основные принципы полисного устройства: сосредоточение политической жизни в рамках гражданского коллектива, наличие античной формы собственности как коллективной собственности граждан, тесная связь политической и военной организации гражданства, республиканский характер государственного устройства.
Аристократический характер государственного устройства Спарты не был случайным стечением обстоятельств, а вырастал из особенностей социально-экономических отношений. Господство натурального производства, слабое развитие ремесел и торговли, военный характер спартанского общества обусловили своеобразие политического устройства Спарты, повышение роли органов военного управления и воспитания, малочисленность органов собственного гражданского управления.
Политический строй Спарты имел свои особенности. Полисом управляли два наследственных царя, ограниченные в своих действиях советом старейшин — герусией, состоявшей из 30 геронтов, включая двух царей. Важнейшие политические вопросы после рассмотрения их герусией выносились на утверждение народного собрания, которое не имело законодательной власти, а просто утверждало или отвергало предложение герусии. Со второй половины V века до н. э. большую роль в управлении стали играть пять эфоров. Эфоры, как правило, действовали совместно с геронтами, они вносили на утверждение апеллы законопроекты, которые они согласовывали с геронтами. Это были органы спартанской олигархии, руководившие всеми сторонами жизни спартанского общества.

Спартанское общество было военизированным обществом, и потому роль военного элемента в государственном управлении была высока. Спартанская апелла как верховный орган была собранием воинов-спартиатов в большей степени, чем народное собрание Афин или какого-либо другого греческого полиса.
Основным итогом, завоевательной политики Спарты на территории Лаконии и Мессении было возникновение специфической формы рабства, известной под именем илотии. От рабства классического типа илотию отличает, прежде всего, то, что раб здесь не отчуждается полностью от средств производства и практически ведет самостоятельное хозяйство, используя принадлежащий ему (на правах владения или же полной собственности — это остается неясным) рабочий скот, сельскохозяйственный инвентарь и всякие иные виды имущества. После сдачи установленной подати или оброка в его распоряжении остается определённая часть, урожая, которую он, по всей видимости, может использовать по своему усмотрению, а при желании даже продать. Судя по имеющимся данным, спартиаты совершенно не вмешивались в хозяйственные дела илотов, довольствуясь тем, что получали от них в соответствии с предписанием закона. Таким образом, в Спарте сложилась особая форма рабовладельческого хозяйства, при которой непосредственное вмешательство рабовладельца в производственный процесс стало чем-то совершенно необязательным или даже вообще исключалось.
В конце VI в. до н.э. Спарта представляла собою сильнейшее государство Эллады, контролирующее всю территорию Пелопоннеса за исключением, Аргоса и северных городов Аркадии.
Сложившееся как военный лагерь завоевателей, оформившее своё государственное устройство в условиях постоянной необходимости воевать (подавлять восстания илотов или завоевывать новые территории), создавшее уникальные отношения внутри общества граждан, такое сильное государство, сдерживающее долгое время имущественное расслоение, все же погибло, не выдержав сопротивления естественному ходу исторического развития. Спартанская знать, превратившаяся со временем в плутократическую верхушку, сконцентрировала в своих руках большие денежные средства и земельные владения, а основная масса граждан тем временем обеднела, потеряла свои клеры и являлась только формально гражданами полиса.
Выведение колоний не решило умножающихся проблем. Спартиаты беднели и были недовольны сложившимся порядком. Число спартиатов-граждан сильно сокращалось в результате обнищания и войн. К III в. до н.э., по данным Берга, приведенным в книге «Социальные движения в древней Спрате», в Спарте осталось около 600 граждан, остальные являлись ими формально. Процесс разложения классического спартанского строя ускорялся борьбой за власть, цари усиливали свою власть, в результате которой в полисе начались смуты, окончившиеся передачей его одним из первых в Греции под контроль Рима.
Все своеобразие общественной и государственной организации спартанского общества отразилось в истории Спарты архаического периода истории Древней Греции. Начиная с IV в. до н.э., когда процесс имущественного расслоения набирает силу, Спарта постепенно теряет присущие «общине равных» черты.
Процессу сложения спартанского государства предшествовал период завоевания территорий, которые к приходу дорийцев-спартиатов были довольно плотно заселены.
В связи с тем, что сложение спартанского государства происходило в условиях завоевательных походов, образовалась чрезвычайно военизированное государство, полностью подчиненное целям захвата новых земель и удержания в полном повиновении уже захваченных.
Расширение территорий спартанского государства за счет Мессении способствовало созданию стабильной системы землевладения, основанной на строгом соответствии между числом граждан и наделов — клеров. Такая система землевладения и эксплуатация порабощенного населения — илотов стали основой на которой сформировалась социально классовая структура спартанского общества
Важную социально — экономическую роль в истории Спарты, сыграли реформы полумифического царя Ликурга, в достоверности личности которого сомневались уже древние авторы. Основательные преобразования, приписываемые ему, приведшие к торможению имущественного расслоения, позволили оформиться «общине равных», силы каждого гражданина которой были направлены на ведение военных действий внутри и вне полиса. Преобразования проведенные, по преданию Ликургом, в государственном аппарате, создали довольно сбалансированную систему, не позволявшую установиться в Спарте ни тирании ни демократии. Старые органы управления, относящиеся к периоду военной демократии, сохранили некоторые свои функции, но круг вопросов, входящих в их компетенцию сузился. Вся система спартанского государств была направлена на подавление сопротивления илотов.
Вывод:
Суровая дисциплина, военизация всех сторон жизни привели к духовному оскудению народа, экономической отсталости Спарты по сравнению с другими греческими полисами.Все, что могла создать Спарта – это сильная армия.

Источники:
mmkaz.narod.ru
my-edu.ru/edu_isto
history.rin.ru
ru.wikipedia.org/wiki/

Система управления в государстве ацтеков

Ацтеки — индейский народ в Мексике. 1,2 млн. человек (1992). Язык ацтекский (науатль). Верующие — католики. До XVI века на территории современной Мексики существовало государство ацтеков со столицей в Теночтитлане. История этого народа уходит в глубокое прошлое. Как явствует из древних сказаний, около 1068 года племя месиика (так называли себя ацтеки) покинуло свою первоначальную родину — остров Астлан («место цапель»), который и дал название племени — ацтеки (второе название ацтеков — теночки). После этого в течение почти 300 лет они кочевали по американскому материку, в поисках лучшей доли, пока не обосновались в Мексиканской долине около озера Тескоко и перешли к земледелию. Однако там им пришлось вести борьбу с местными племенами, главный вождь которых Кулуакан, правитель города Кошкоштли, весьма недружелюбно к ним относился. Для того чтобы прочно обосноваться, ацтеки строят на одном из островов в 1325 году город Теночтитлан (современный Мехико), названный ими в честь вождя Теноча, ставший центром государства. Город делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько, посередине которых высился храм главного ацтекского бога Уицилопочтли. Однако и после этого борьба не утихла, чему в немалой степени способствовали раздоры среди самих ацтекских племен. Но в 1376 году ацтеки, наконец, избирают верховного вождя Акамапичтли (1376-1395), который укрепил как внешнее, так и внутреннее положение страны. Последующие после его смерти смуты приводят к образованию тройственного союза, конфедерации, состоящей из ацтеков, тепанеков и жителей Тескоко. Правители этих трех народов образовали верховный совет, в котором правитель ацтеков решал вопросы внешней политики, тепанеков — торговли, правитель Тескоко — законодательства. Другие общественные институты представляют собой весьма сложную иерархию, в которой переход от более низшей «касты» в более высокую был почти не возможен. Главная задача, стоявшая перед правителями, было постоянное ведение войны, участие в которой считалось высшим счастьем. Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Основным управленческим вкладом ацтеков стала система коммуникаций между завоёванными городами. Создание империи ацтеков привело к одному из крупнейших демографических взрывов: население Месоамерики увеличилось с 10 до 15 миллионов человек. Самого важного чиновника правительства Теночтитлана европейцы обычно называют ацтекским императором. С языка науатль титул императора Уэй Тлатоани – переводится примерно как «Великий Оратор» тлатоке (ораторы) являлись аристократией, высшим классом общества. Власть тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени правления Ауицотля титул «тлатоани» можно считать аналогом императорского, но, как и в Священной Римской Империи, он не передавался по наследству. С 1397 по 1487 гг. империю возглавил Тлапаэлель (с науатля – «отважное сердце»). Это был жесткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю ацтеков. Кроме того Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем
Структура классов
Ацтекская империя, подобно большинству европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления.
Традиционно общество разделялось на два социальных слоя, или класса: масеуалли (аст. macehualli, люди), или крестьянство, и пилли (аст. pilli), или знать. Изначально статус знати не передавался по наследству, хоть у сыновей пилли был лучший доступ к ресурсам и обучению, так что им было проще стать пилли. Со временем социальный статус стал наследоваться. Подобным образом ацтекские воины становились пилли благодаря своим воинским достижениям. Только те, кто брал пленников в войне, могли стать постоянными воинами; и со временем воинская слава и награбленное в войне делали их пилли. Как только ацтекский воин захватывал четверых или пятерых пленников, его называли текиуа (аст. tequiua), и он мог получить ранг Орла или Ягуара; позже он мог получить ранг тлакатеккатль (аст. tlacateccatl) или тлакочкалькатль (аст. tlacochcalcatl). Чтобы стать тлатоани, нужно было захватить хотя бы 17 пленных. Когда юноша достигал совершеннолетия, он не стригся до тех пор, пока не захватит своего первого пленника; иногда двое или трое юношей объединялись для этого, тогда их называли ияк (аст. iyac). Если после прошествия определенного времени — обычно трех битв — они не могли взять пленника, они становились масеуалли (аст. Macehualli) — воином с длинными волосами, означающими отсутствие пленных. Богатая воинская добыча привела к появлению третьего класса, не являвшегося частью традиционного общества ацтеков: почтека (аст. pochtecatl), или торговцы. Их деятельность не была исключительно коммерческой; почтека также были хорошими лазутчиками. Воины их презирали, однако так или иначе отдавали им награбленное в обмен на одеяла, перья, рабов и другие товары
Рабы, или «тлакотин», также составляли важный класс, отличавшийся от военнопленных. Это рабство также сильно отличалось от того, что наблюдалось в европейских колониях, и имело много общего с рабством классической древности. Ороско-и-Берра пишет, что раба нельзя было продать без его согласия, кроме случаев, когда власти классифицировали раба как непослушного. (Непослушность определялась по лени, попыткам побега и плохому поведению).

Религия
Служение и почитание бога заключалось, в первую очередь, в принесении ему человеческих жертв из числа пленников. Более всего почитались божества ветра, дождя и посевов связанные с земледелием, а также бог войны. Богов они изображали похожими на людей, но придавали им гротескные чудовищные черты, иногда звериные. Верховным божеством считался бог солнца, источник всякой жизни. Восход солнца жрецы встречали псалмами и кровавыми жертвами. Грозный бог войны Уицилопочтль почитался особо: этот омерзительный бог, едва появившись на свет, запятнал себя Кровью собственной семьи: он отрубил головы своим братьям и сестре.
Основными монументальными сооружениями ацтеков были храмы. Ониимели форму пирамиды (пирамида в Тенаюке к Северу от Мехико), на вершине которой располагалось два мини-храма, посвященных главным богам: перед статуей одного из них — Уицилопочтли, был алтарь, на который повергались пленники, затем жрец ударом ножа рассекал им грудь и вырывал сердце. По верованиям ацтеков человеческая кровь являлась пищей богов, и поэтому чем больше людей, именно людей, а не животных, повергалось на алтарь, тем добрее к ацтекам должен был быть бог. В будни, не говоря уже о праздниках, на алтарь повергались тысячи и тысячи людей. Подсчитано, что всего за несколько лет умерщвлялось таким путем до 150 тысяч человек. При ведении войны ацтеки старались не убивать, а захватить врагов в плен, чтобы принести их в жертву. В культе другому богу, богу огня Уэуэтеотлю, храм которого тоже был на вершине пирамиды, пленных сжигали на очень медленном огне, упиваясь их мучениями. В жертву богу плодородия Тлаопу приносили маленьких детей, умерщвляя их жесточайшим способом. Богине земли приносили в жертву женщин. У ацтеков был даже бог человеческих жертвоприношений Шипе Тотек. Поклонение другим богам носило такой же характер. Вчитываясь в эти описания, порой не верится, что таким образом умерщвлялись миллионы человек. Но археология на сегодня дает положительный ответ, с каждым днем прибавляя еще тысячи жертв, которых находят при раскопках. Здесь стоит отметить и то, что, сжигая детей, ацтеки считали, что не совершают ничего ужасного и особенного. У этого народа цена человеческой жизни была сведена на нет, и даже простые нравственные установки полностью были отвергнуты.

Царство ацтеков

Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные ландшафты и природные зоны — относительно засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их первоначального проживания.
В результате многочисленных завоевательных походов правителей Теночтитлана, ацтекская культура, распространилась далеко за пределы долины Мехико и название ацтеки стало применяться ко всем носителям ацтекской культуры.
Наивысшего расцвета Ацтекское царство достигло при Монтесуме II(1502-1520 г.г. ). В 15 -нач.16 вв. было значительно развито рабство. Главный правитель Ацтекского царства (тлакатекутли) формально являлся выборным вождем, фактически же его власть была наследственной. Формирование основных классов общества не было завершено (положение члена общества определялось его принадлежностью не только к классу, но и к касте, которых в Ацтекском царстве насчитывалось свыше 10).
13 августа 1521 года испанцы захватили в плен последнего правителя ацтеков Куаутемока и ряд верховных его советников, тогда же была разгромлена и великолепная ацтекская столица.
Европейцы получили первые сведения об ацтеках в период конкисты, когда Эрнан Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю о ходе завоевания Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции Кортеса, солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю завоевания Новой Испании (Historia verdadera de la conquista de Nueva Espaa), где ярко и обстоятельно описал теночков и соседние народы. Информация о различных аспектах ацтекской культуры поступала в 16 и начале 17 вв. из хроник и этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами. Из сочинений такого рода наибольшую ценность представляет многотомная Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de Nueva Espaa) монаха-францисканца Бернардино де Саагуна, содержащая самые разные сведения – от рассказов об ацтекских богах и правителей до описаний флоры и фауны.
Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания. Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того, как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные археологические раскопки храма были предприняты только в 1978–1982. Тогда археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода. Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей еще ряд больших и малых древних сооружений.
Если тот факт, что древнеацтекское общество достигло уровня государственной организации, является практически общепризнанным в современной литературе, то конкретное осмысление сущности государства породило большое разнообразие мнений. Так, дается несколько определений исторического типа ацтекского государства, вытекающих из того, как рассматривается сущность социальной структуры данного общества. Как уже отмечалось, первые европейцы увидели открытый ими новый мир глазами человека феодальной Европы. Соответственно и политическая структура ацтекского государства рисовалась ими по аналогии с феодальной: «военная» и «теократизированная аристократия», связанная друг с другом сложными иерархическими отношениями и зависимостями, напоминала феодальных сеньоров. Многочисленные военные действия, которые вел Тройственный союз в XV в., привели к появлению верховного сюзерена, которого европейцы назвали «императором», а его государство — «империей». Что касается простого народа, то он в этом государстве права политического голоса не имел. Представители данной концепции считают, что такая политико-государственная система сложилась там сразу после обретения ацтеками независимости и образования Тройственного союза. Сторонникам феодальной модели древнеацтекского государства противостоит гораздо более многочисленная группа исследователей, сравнивающих его с рабовладельческим историческим типом, причем в двух основных вариантах — античном и древневосточном. Очень распространенным является тезис о принципиальной аналогичности Тройственного союза и древневосточных политических структур типа Вавилона, Ирана и особенно Ассирии. Ацтеки в таком случае прямо определяются как «ассирийцы Нового Света», а их государственная политика — как напоминающая в некоторых своих чертах новоассирийскую стратегию и тактику.
С такими взглядами тесно связаны споры о характере и силе власти правителя, форме государственного устройства, политическом режиме у ацтеков. Здесь также сложились две диаметрально противоположные концепции, сторонники которых одинаково многочисленны. Для тех, кто считает, что ацтекское государство было «империей», совершенно естественно утверждать, что в ней существовала монархическая власть, точнее, «военно-теократическая» монархия типа восточной деспотии, как определял ее в XIX в. мексиканский историк А. Чаверо. Более скептически настроенные авторы считают, что не может быть и речи об «империи» в собственном смысле этого слова, подобной Римской, древнеиранской или даже инкской. Ацтекское государство, по их мнению, — федерация городов-государств Теночтитлана, Тескоко и Тлакопана; оно — скорее альянс племен для сбора дани, чем империя, ибо ему, например, «не хватало сильной организации и тщательно разработанной системы накопления, развитой… в Перу империей инков». В Тройственном союзе они видят федерацию, которая основывалась на наличии общих военно-политических интересов, прежде всего обороны и нападения, а также на необходимости сбора дани, и ни на чем более, так как во всех других отношениях члены федерации были автономны.
Такой обзор мнений свидетельствует о сложности проблемы политической структуры древнеацтекского общества и ее сущности. При всей разноголосице для большинства исследователей очевидно, что эта государственная система управления обществом сложилась в результате синтеза собственных традиций и тех норм, которые существовали в Мексиканской долине еще до появления там ацтеков.

Источники:
dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/
Виктор Фон Хаген «Ацтеки, Майя, Инки. Великие Царства Древней Америки»
tortuga.angarsk.su/fb2/hagenv01/Atsteki_mayya_inki.fb2_0.html
ru.wikipedia.org/wiki/

Анализ системы управления Древнего Китая эпохи Хань

Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань основал выходец из среднего чиновничества Лю Бан (Гао-цзу), один из военачальников возрожденного царства Чу, воевавших против Цинь после смерти императора Цинь Шихуана в 210 г. до н.э.
Китай в это время переживал экономический и социальный кризис, вызванный потерей управляемости и войнами военачальников циньских армий с элитами уничтоженных раннее царств, пытавшихся восстановить свою государственность.
Важная особенность смены династий в Китае состояла в том, что каждая новая династия приходила на смену предыдущей в обстановке социально-экономического кризиса, ослабления центральной власти и войн между военачальниками.
При императоре У-ди была взята на вооружение философия — восстановленное и реформированное конфуцианство, которое стало господствующей официальной идеологией вместо дискредитировавшего себя легизма с его жёсткими нормами и бесчеловечной практикой. Именно с этого времени берёт своё начало китайская конфуцианская империя.
При нём территория ханьской империи значительно расширяется. Были уничтожены вьетское государство Намвьет, вьетские государства в южных частях современных провинций Чжэцзян и Фуцзянь, корейское государство Чосон, присоединены земли на юго-западе, сюнну оттеснены далее на севере.
С правления Гао-цзу начинается новый период китайской истории, который получил название Западная Хань. Одной из неотложных проблем, с которыми столкнулся Гао-цзу, была проблема восстановления экономики страны. Выход из создавшегося положения Гао-цзу видел в политике уступок низам и ослабления налогового бремени. В одном из своих первых рескриптов новый император устанавливал, что воины, пришедшие вместе с ним в столичную область и желающие остаться там, получали наделы земли и на 12 лет освобождались от трудовых повинностей. От повинностей освобождались также семьи, в которых были новорожденные. Жителям, покинувшим ранее родные места, возвращались их поля и жилища. Свободными были объявлены все, кому пришлось продать себя в рабство во время голода. Был значительно снижен поземельный налог. Преемники Гао-цзу продолжали эту политику, а в случае стихийных бедствий налоги вообще не взимались.

Другой важной проблемой первых десятилетий II в. до н. э. был вопрос о методах управления страной. Мечтая увидеть себя во главе единой империи, Гао-цзу тем не менее не мог не считаться с реальной обстановкой в стране, только что сбросившей с себя гнет ненавистной династии Цинь. Поэтому он не решился полностью восстановить циньскую административную систему. Семь наиболее крупных военачальников, обосновавшихся на территории некоторых бывших царств, были пожалованы титулами ванов, а вслед за этим более 130 соратников Гао-цзу получили наследственные владения и стали именоваться хоу. Таким образом, созданная при Цинь система округов и уездов была восстановлена лишь на части территории империи. Пойдя на компромисс, Гао-цзу сумел смягчить противоречия между военачальниками антициньской коалиции и добиться объединения страны.

Результатом заключения «горизонтального союза» было, в частности, то, что в 288 г. до н. э. правители Цинь и Ци договорились о своего рода разделе сфер влияния: после победы над противниками циньский правитель должен был принять титул «Западного императора», а циский — «Восточного».
Система управления государства при ханьских императорах соответствовали образцу, установленному Цинь Шихуаном и основывались на всеобщей и единой вертикали власти, а также политической ответственности. Систему земельного управления императоры также переняли у своих предшественников, основой которой служило административное и войсковое деление страны, снабжённое собственным автономным чиновничьим аппаратом. Административная модель являла собой три подразделения — гражданское, военное и контролирующее земельные ведомства. Провинции в свою очередь подразделялись на префектуры, возглавляемые префектами, те, в свою очередь, делились на субпрефектуры под началом субпрефектов. Низшей административной единицей служил округ, находившийся в подчинении у магистрата.
Структура органов исполнительной власти в Китае не претерпевала существенных изменений, за исключением того, что каждая династия добавляла к ней части, которые считала необходимыми. Изначальная система центральной администрации, известная как Три Отдела и Шесть Ведомств, проявилась в поздний период Хань и, постепенно меняясь во времена правления следующих династий, свелась к одному отделу — Дворцовому секретариату, который, в свою очередь, руководил действиями Шести Ведомств. В результате реформ основные нити управления страной сосредоточились непосредственно в руках императора. Китайский институт управления, основанный на наличии императора и правительства, оказался одним из самых устойчивых политических систем в истории человечества, он основывался на принципе строжайшей иерархии и незыблемости своих законов. Каждый — от императора до мелкого чиновника — знал, что его положение в общества и материальное благополучие определяются единством основных принципов устройства этого общества, которое представляло собой пирамиду. Такая концепция обосновывалась традиционностью, поддерживалась религиозными предписаниями, философией.

Источники:
ru.wikipedia.org
ancient.gerodot.ru
www.openreality.ru
www.my-article.net

Управление в нацистском Третьем Рейхе

Актуальность темы: Деятельность неонацистских организаций, имеющая место в современных государствах говорит о том, что нацизм это не пережиток далекого прошлого, нацизм -реальность, характеризующая определенное состояние современного общества.
В этих условиях особую актуальность приобретают работы по исследованию организационно — правовой базы деятельности государственных органов нацистской Германии.
С первых дней прихода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом — ставилась задача сплотить немцев в некую «народную общность», на втором — превратить ее в «общность боевую».
Для сплочения немцев в единую общность необходимо было очистить арийскую расу от «чужой крови», преодолеть классовые, конфессиональные, идеологические противоречия, что достигалось путем устранения политических партий, кроме НСРПГ, чуждой идеологии, общественных организаций, кроме нацистских, верных «фюреру и рейху», а также путем «унификации государственного аппарата» и пр. Проделав эту «внутреннюю работу», Германия, по плану Гитлера, могла приступить к работе «внешней», важнейшей задачей которой являлось завоевание жизненного пространства, вытеснение живущих там народов, главным образом народов Восточной Европы, путем беспощадной, кровопролитной войны. Решением задач первого этапа фашистское государство и НСРПГ занимались в основном до 1935 г. Смена гитлеровских «этапов» нашла непосредственное отражение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры. 24 марта 1933 г. рейхстаг принимает Закон «Об устранении бедственного положения народа и государства», на основании которого правительство получает законодательные права, в том числе и по вопросам бюджета. Допускалось также, что нормы законов, принятых правительством, могут прямо уклоняться от норм Конституции 1919г., формально продолжавшей действовать (с одной упраздненной вскоре оговоркой — «если они не имеют объектом рейхстаг и рейхсрат»). В законе специально подчеркивалось, что договоры с иностранными государствами и их исполнение не нуждаются в утверждении парламентом. Формально закон был принят как временный до 1 апреля 1937 г., фактически он стал постоянно действующим основным законом фашистского государства. Непосредственное участие в подготовке всех имперских законов отныне принимала канцелярия национал-социалистской партии, подчиненная Гитлеру. Это был конец Веймарской республики с ее представительными учреждениями.
После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. по постановлению правительства должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрирована в руках Гитлера — «вождя» и пожизненного рейхсканцлера, которому было предоставлено право не только назначать имперское правительство, всех высших должностных лиц империи, но и своего преемника. С этого времени Гитлер начинает планомерное уничтожение всех возможных путей оппозиции, что было прямым воплощением программных установок нацистов и основного внедряемого ими требования — фанатичного, слепого подчинения воле «фюрера германского народа».
Вслед за запрещением Коммунистической партии в марте 1933 г. в мае того же года были распущены все профсоюзы, в июне 1933 г. вне закона была объявлена Социал-демократическая партия. Другие действовавшие до прихода к власти Гитлера партии «самораспустились». В июле 1933 г. было запрещено законом существование каких бы то ни было политических партий, кроме фашистской и руководимых ею организаций. «В Германии, — провозглашал закон, — существует только одна партия, НСРПГ, все другие запрещаются». Попытки «поддержать организационные структуры какой-либо другой политической партии» наказывались тюремным заключением до трех лет.
Проводя «интеграционную политику государства и партии», нацисты «унифицировали» не только партии, но и прессу. Органы печати, кроме нацистских, либо ликвидировались, либо включались в систему фашистской пропаганды. В декабре 1933 г. издается Закон «Об обеспечении единства партии и государства», объявляющий фашистскую партию «носительницей немецкой государственной мысли». В соответствии с этим законом лично Гитлером формировался и фашистский рейхстаг (на основе списков, «одобренных» плебисцитом), а на посты министров и другие должности назначались только лица из нацистской партийной верхушки. Более того, впоследствии было предписано, что любое назначение на государственную должность, произведенное без согласия соответствующего органа фашистской партии, будет считаться недействительным.
В целях дальнейшей концентрации власти, или «унификации политического режима в империи и областях», Законом от 7 апреля 1933 г. «О слиянии областей с империей» во все земли стали назначаться, как правило, из гауляйтеров нацистской партии, наместники (штатгальтеры), облеченные всеми властными полномочиями. Гауляйтер (Gauleiter), должностное лицо в нацистской Германии, осуществлявшее всю полноту власти на вверенной ему административно-территориальной единице — гау. Назначался непосредственно фюрером. Подчинялся рейхсляйтеру и нес полную ответственность за делегированную ему часть суверенитета. Германия была разделена на 32 партийные области, но сохранялось и старое административное деление на земли и провинции, администрация которых продолжала существовать и играть большую роль в проведении в жизнь нацистских планов.
30 января 1935 г. был принят новый Закон «Об имперских наместниках». Имперские наместники, согласно этому закону, являлись на подведомственных им территориях «представителями имперского правительства», в задачу которых входило «наблюдение за выполнением политических директив фюрера и рейхсканцлера». Фюрер и рейхсканцлер (в одном лице) мог возложить на имперского наместника руководство земельным правительством, но право назначения и увольнения чиновников земель он сохранял за собой, так же как и полномочия имперского наместника в Пруссии.
Ландтаги земель — местный земельный парламент, палата депутатов в отдельных землях (Баварский ландтаг, Прусский ландтаг и т. д.) — сначала были отстранены от формирования земельных правительств, а 30 января 1934 г. были законодательным путем ликвидированы. Правительства земель были подчинены имперскому правительству, а наместники перешли в ведение министерства внутренних дел. Законом «О ликвидации рейхсрата» от 14 февраля 1934 г. был упразднен и орган представительства земель в имперском парламенте — рейхсрат. Земли были вообще лишены статуса субъектов федерации. В 1935 г. положением «О германских общинах» были ликвидированы последние остатки местного самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из кандидатов, выдвигаемых местными партийными организациями нацистов. Ему же вверялось право верховного надзора за всеми общинами.
Функции партийных и государственных органов тесно переплетались. Это переплетение между тем не означало их полного слияния. Управленческий аппарат фашистской Германии был многочисленным, чрезмерно громоздким, он перестраивался по воле Гитлера, совмещавшего в своем лице функции президента, рейхсканцлера, фюрера фашистской партии и верховного главнокомандующего. Так, наряду с продолжающим существовать имперским правительством в фашистской Германии были созданы Совет министров по вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегия трех уполномоченных, в которую входили начальник партийной канцелярии, начальник имперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил, в задачу которого входило проведение тотальной мобилизации и решение с этой целью обширного круга экономических и военных вопросов. Все эти учреждения, подчиняющиеся непосредственно Гитлеру, обладали законодательными полномочиями.
Комитет трех был специально создан в Третьем рейхе в начале 1943 как орган управления, призванный облегчить фюреру ведение государственных дел. В его состав входили начальник рейхсканцелярии Ханс Ламмерс, Мартин Борман и фельдмаршал Вильгельм Кейтель. Все распоряжения и приказы, требующие подписи Гитлера, проходили через Комитет. Дела, касавшиеся вермахта, проходили через руки Кейтеля.
В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная государственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также со специальной службой порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.
Гестапо (Нем. Gestapo, сокр. от Geheime Staatspolizei), тайная государственная полиция Третьего рейха, предназначенная для борьбы с инакомыслящими, недовольными и противниками нацистского режима, ставшая символом нацистского террора. 26 апреля 1933 Геринг опубликовал специальный декрет, которым создавалась тайная государственная полиция — гехайме штаатсполицай, — подведомственная министерству внутренних дел Пруссии, иначе говоря, подчиненная лично Герингу. В июне 1936 имперским руководителем гестапо был назначен Генрих Гиммлер. Декретом от 17 июня 1936 гестапо был придан законный статус. 10 февраля 1936 Геринг, как премьер-министр Пруссии, подписал текст указа, названного впоследствии основным законом гестапо. Он гласил, что гестапо поручается расследование деятельности всех враждебных государству сил на всей территории; в нем говорилось также, что приказы и дела гестапо не могут подвергаться рассмотрению административными судами.
Тайный кабинет (Geheimer Kabinettsrat) учрежден Гитлером 4 февраля 1938 как особый кабинет министров, на который возлагались вопросы внешней политики. Уволив министра иностранных дел Константина фон Нейрата, Гитлер на его место назначил Иоахима фон Риббентропа, который был более покладист в отношении агрессивной внешней политики. Фон Нейрату поручался контроль за деятельностью «Тайного кабинета». В его состав входили командующие тремя родами войск, а также начальник штаба Верховного главнокомандования вермахта генерал Вильгельм Кейтель. Нацистская пропаганда попыталась представить «Тайный кабинет» как «надкабинет» Гитлера. На самом деле он вообще никогда не функционировал. Важным звеном механизма фашистской диктатуры стали органы, осуществляющие широкомасштабную идеологическую обработку немецкого народа. В марте 1933 г. было создано министерство общественного просвещения и пропаганды, руководимое Геббельсом, которому подчинялись пресса, радио, книжные издательства и пр. Особое внимание уделялось обработке в духе милитаризма, шовинизма и расизма молодежи, контроль над умонастроением которой осуществлялся фашистскими молодежными организациями (Юнгфольк, «Гитлерюгенд» и др.). Гитлерюгенд (Hitlerjugend — «Гитлеровская молодежь»), молодежная нацистская организация военизированного типа, главный кадровый резерв НСДАП. Была создана декретом от 1 декабря 1936. Во главе ее был поставлен рейхсюгендфюрер Бальдур фон Ширах, подчинявшийся непосредственно Гитлеру. Принадлежность молодежи к «Гитлерюгенд» была обязательной. Гитлер, считавший, что существование тысячелетнего рейха можно обеспечить лишь путем соответствующего воспитания молодого поколения, заявлял: «Необычайно активная, властная, жестокая молодежь — вот что я оставлю после себя. В наших рыцарских замках мы вырастим молодежь, перед которой содрогнется мир… Молодежь должна быть равнодушна к боли. В ней не должно быть ни слабости, ни нежности. Я хочу видеть в ее взоре блеск хищного зверя...» Закон 1936 констатировал, что немецкая молодежь должна воспитываться «в физическом, духовном и моральном отношении в духе национал-социализма, служения народу и национальному сообществу».Достигшие 18-летнего возраста молодые люди могли вступать в национал-социалистическую партию и затем в СА или СС. С 19 лет молодые нацисты несли обязательную 6-месячную трудовую повинность в специальных трудовых лагерях, где осваивали какую-либо профессию и приучались к строгой дисциплине. Затем следовала двух — трехгодичная армейская служба в рядах вермахта. Таким образом, под бдительным нацистским контролем постоянно находилась немецкая молодежь в возрасте от 10 до 21 года.

Германский фашизм” Галкина А.П.
roman.by/r-37793.html 21.06.12
www.de-web.ru/article/read/Repressivnye_Organy_Fashistskoj_Germanii.html 21.06.12

Колониальное управление Британской Империи Викторианской Эпохи

Британская империя (англ. British Empire) — крупнейшее из когда-либо существовавших государств за всю историю человечества с колониями на всех континентах. Наибольшей площади империя достигла в середине 30-х годов XX в., тогда земли Соединённого Королевства простирались на 41,2 млн км² (включая 8 млн км² необжитых земель), что составляет около четверти земной суши. Общая численность населения империи составляла примерно 480 млн человек (примерно одна четвёртая часть человечества).
Отличительной чертой этой эпохи является отсутствие значительных войн (за исключением Крымской), что позволило стране интенсивно развиваться — в частности в сфере развития инфраструктуры, строительства железных дорог. В области экономики в этот период продолжались промышленная революция и развитие капитализма. Для социального облика эпохи характерен строгий моральный кодекс (джентльменство), закрепивший консервативные ценности и классовые различия. В области внешней политики продолжалась колониальная экспансия Британии в Азии и Африке.
Викторианская эпоха (1837—1901) — период царствования Виктории, королевы Великобритании и Ирландии, императрицы Индии.
Читать дальше →

Особенности управления эллинистической державы Селевкидов

Государство Селевкидов – одно из самых значимых государственных образований эпохи эллинизма. На пике своего могущества оно расположилось на бескрайних просторах Азии от современных Малой Азии до Среднеазиатского региона, включая в себя бесчисленное множество различных народов и народностей с их самобытным укладом жизни, языком и культурой. Формирование этого государства пришлось на период IV–III веков до н.э., последовавший за эпохой великих завоеваний Александра Македонского. Это время принято назвать «войнами диадохов». Одним из диадохов был основатель династии Селевкидов – Селевк I, получивший впоследствии прозвище Никатор. Будучи талантливым полководцем и великолепным администратором, он сумел построить сильное государство, которому суждено было просуществовать до 64 г. до н.э., когда оно было преобразовано в римскую провинцию.
Главной функцией этой державы является, обеспечение эксплуатации покоренных народов. Держава Селевкидов была создана силой оружия. Исход сражений определял, будет ли тот или иной город принадлежать дому Селевка. В результате потомки Никатора властвовали над совокупностью разнородных городов и народов, каждый из которых вошел в состав державы своим особым путем.
Царская власть – это один из фундаментов, на котором базировались все эллинистические государства. Основой царской власти диадохов являлось право победителя. В условиях постоянных войн и конфликтов это право становится одним из государственных образующих принципов. На праве победителя базируется «право копья», согласно которому, территория, завоеванная одним царем у другого, переходила в его вечное владение, но при некоторых условиях, включающих личное участие царя в войне, разгром противника в сражении именно на его территории, оккупация рассматриваемых земель, присоединение только фактически покоренной местности.
В организации управления царства Селевкидов также наблюдается своеобразное сочетание местных я греко-македонских элементов. Характерные особенности внешнего оформления царской власти: пурпурные одежды, диадема, пышный церемониал, царский культ, с которым была связана идея происхождения царского рода от божества, — свидетельствуют о заимствованиях с Востока. Всё это должно было содействовать поддержанию авторитета центральной власти и политического единства державы. Высшие сановники царства Селевкидов, как и других эллинистических государств, носили титулы «друзей», «родственников». Они стояли во главе отдельных отраслей центрального управления. Доверие со стороны царя к родственникам и «друзьям» делали эти категории наиболее востребованными в системе государственного управления. «Друзья» как изначально военная категория были задействованы в крупных военных операциях. Они также могли управлять отдельными сатрапиями, возглавлять посольства. Институт «друзей» не был однороден.
В судебной организации резко проявлялась социальная дифференциация: существовали особые судьи для высших и низших слоев населения. В отличие от Египта в державе Селевкидов не было, разветвлённой административной системы, и государство играло меньшую роль в хозяйственной жизни страны представляло собой военно-административное объединение, и вопрос об армии имел здесь первостепенное значение.
Состав войска был так же разнообразен, как и состав всего государства. Во всех сатрапиях, в крепостях и городах находились царские гарнизоны. Основные силы состояли из тяжеловооружённой пехоты, которой принадлежала решающая роль в военных столкновениях, из многочисленных отрядов всадников и особых отрядов войск, располагавших колесницами, осадными орудиями.
Социально-политическую жизнь державы Селевкидов характеризуют столь же острые социальные противоречия, как и в Египте. В городах происходила ожесточённая борьба между богатыми и бедными. Деятельность ростовщиков приводила здесь, как и в городах Балканского полуострова, к массовому разорению, долговой вопрос являлся одним из наиболее жгучих вопросов общественной жизни. Социальные противоречия усугублялись соперничеством и борьбой отдельных городов, племенной и религиозной рознью, династическими распрями.

ВЫВОД
Государство Селевкидов – уникальный исторический феномен, сочетающий в себе восточные и западные черты.
• Государство Селевкидов формировалось в своеобразной политической обстановке – период войн диадохов – что оказало большое влияние на становление и развитие основных политических институтов: царская власть, «друзья», войско. По форме правления является абсолютной монархией (эллинистическая монархия) – вся власть была сосредоточена в руках одного человека – царя, наследование престола происходило от отца к сыну.
• Особые взаимоотношения между царской властью, полководцами и войском предопределили форму правления как военную монархию, для которой характерны: персональный характер царской власти Селевка I, взаимозависимость царя и войска, военно-политический союз центральной власти и местных элит.
• Не менее сложными были и внутриполитические проблемы государства Селевкидов. Оно охватывало огромную территорию, большое количество различающихся по уровню социально-экономического развития и характеру политической организации обществ, что делало задачу поддержания единства в государстве чрезвычайно сложной. Другой важнейшей особенностью этого государственного образования было то, что оно возникло в результате завоевания македонянами и греками Востока. Поэтому основная функция государства заключалась в обеспечении эксплуатации покоренных народов завоевателями.
• Административно-территориальное устройство государства Селевка делилось на сатрапии, в каждую из них входило несколько епархий; всего сатрапий насчитывалось 72. Возглавлявшие их сатрапии имели дело уже непосредственно с городами и комами. Главой всего финансового ведомства был управляющий доходами; ему были подчинены диойкеты и экономы в сатрапиях, следившие за взиманием сборов и за расходованием средств.
• Особое место в процессе формирования государства Селевкидов занимала колониальная политика. Первоначально все поселения, основанные при Селевке I, были военными колониями, и только к концу его правления некоторые из них приобрели статус полисов.
• На управление державой оказывала влияние религия: Элинны, населявшие как все крупные города Империи, так и некоторые сатрапии, исповедовали греческую религию бога Зевса, остальные же племена поклонялись своим богам. Цари обожествлялись.

Источники:

1. history.rin.ru/text/tree/278.html 20.06.2012
2. maxbooks.ru/hellene1/gromy85.htm 20.06.2012
3. ru.wikipedia.org/wiki 21.06.2012
4. vslovare.ru/slovo/tzarstvo-selevkidov 21.06.2012

Различия серверов «Исламской партии Дава» и «Коммунистической партии Ирака»

Различия серверов «Исламской партии Дава» и «Коммунистической партии Ирака»
Название сайта: 1. www.nationmaster.com/encyclopedia/Islamic-Dawa-Party
Название сайта: 2. www.nationmaster.com/encyclopedia/Iraqi-Communist-Party

I. Общие черты сайта:

1.1. Название: «Islamic Dawa Party» — «Исламская партия Дава»
1.2. Название: «Iraqi Communist Party» — «Коммунистическая партия Ирака»

2.1. Основные цвета и дизайн: сайт выполнен с шапкой красно-бордового цвета с ссылками, основной фон сайта в белом цвете.
2.2. Основные цвета и дизайн: сайт выполнен с шапкой красно-бордового цвета с ссылками, основной фон сайта в белом цвете.

3.1.Общие разделы сайта (архив, новости, статьи, обратная связь, регистрация и другое): на сайте инеется все: регистация, новости, энциклопедия, обратная связь, флаги, карта, госуд. строй, и многое другое.
3.2.Общие разделы сайта (архив, новости, статьи, обратная связь, регистрация и другое): на сайте инеется все: регистация, новости, энциклопедия, обратная связь, флаги, карта, госуд. строй, и многое другое.

4.1. Форум: имеется
4.2. Форум: имеется

5.1. Блог: остутствует
5.2… Блог: остутствует

6.1. Функция выхода на другие интернент-ресурсы партии (twitter, facebook, myspace, YouTobe и другие): google
6.2. Функция выхода на другие интернент-ресурсы партии (twitter, facebook, myspace, YouTobe и другие): google

7.1. Видеоматериалы: отсутствуют
7.2. Видеоматериалы: отсутствуют

8.1. Спецэффекты (звук и анимация) анимированная реклама имеется
8.2. Спецэффекты (звук и анимация) анимированная реклама имеется

II. Политический контент сайта:

Символика партии

2.1. Политическая программа партии (3-5 тезисов): Политическая идеология аль-Дава во многом зависит от работы, проделанной Бакр аль-Садр, который заложил четыре обязательных принципов управления в своей работе 1975, исламской политической системы. Это были:
Абсолютный суверенитет принадлежит Богу.
Исламская запреты основе законодательства. законодательной власти может принять любой закон не противоречит исламу.
люди, как вице-регентов Аллаха, которым поручено законодательной и исполнительной власти.
юрист проведения религиозной власти представляет ислам. Подтверждая законодательных и исполнительных действий, он дает им законности
2.2.

3.1. Информация о лидерах партии: Saddam Hussein
3.2. Информация о лидерах партии: Hamid Majid Mousa

Партийные акции и мероприятия