0.00
Рейтинг
0.00
Сила

Анализ системы управления Древнего Китая эпохи Хань

Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань основал выходец из среднего чиновничества Лю Бан (Гао-цзу), один из военачальников возрожденного царства Чу, воевавших против Цинь после смерти императора Цинь Шихуана в 210 г. до н.э.
Китай в это время переживал экономический и социальный кризис, вызванный потерей управляемости и войнами военачальников циньских армий с элитами уничтоженных раннее царств, пытавшихся восстановить свою государственность.
Важная особенность смены династий в Китае состояла в том, что каждая новая династия приходила на смену предыдущей в обстановке социально-экономического кризиса, ослабления центральной власти и войн между военачальниками.
При императоре У-ди была взята на вооружение философия — восстановленное и реформированное конфуцианство, которое стало господствующей официальной идеологией вместо дискредитировавшего себя легизма с его жёсткими нормами и бесчеловечной практикой. Именно с этого времени берёт своё начало китайская конфуцианская империя.

При нём территория ханьской империи значительно расширяется. Были уничтожены вьетское государство Намвьет, вьетские государства в южных частях современных провинций Чжэцзян и Фуцзянь, корейское государство Чосон, присоединены земли на юго-западе, сюнну оттеснены далее на севере.
С правления Гао-цзу начинается новый период китайской истории, который получил название Западная Хань. Одной из неотложных проблем, с которыми столкнулся Гао-цзу, была проблема восстановления экономики страны. Выход из создавшегося положения Гао-цзу видел в политике уступок низам и ослабления налогового бремени. В одном из своих первых рескриптов новый император устанавливал, что воины, пришедшие вместе с ним в столичную область и желающие остаться там, получали наделы земли и на 12 лет освобождались от трудовых повинностей. От повинностей освобождались также семьи, в которых были новорожденные. Жителям, покинувшим ранее родные места, возвращались их поля и жилища. Свободными были объявлены все, кому пришлось продать себя в рабство во время голода. Был значительно снижен поземельный налог. Преемники Гао-цзу продолжали эту политику, а в случае стихийных бедствий налоги вообще не взимались.

Другой важной проблемой первых десятилетий II в. до н. э. был вопрос о методах управления страной. Мечтая увидеть себя во главе единой империи, Гао-цзу тем не менее не мог не считаться с реальной обстановкой в стране, только что сбросившей с себя гнет ненавистной династии Цинь. Поэтому он не решился полностью восстановить циньскую административную систему. Семь наиболее крупных военачальников, обосновавшихся на территории некоторых бывших царств, были пожалованы титулами ванов, а вслед за этим более 130 соратников Гао-цзу получили наследственные владения и стали именоваться хоу. Таким образом, созданная при Цинь система округов и уездов была восстановлена лишь на части территории империи. Пойдя на компромисс, Гао-цзу сумел смягчить противоречия между военачальниками антициньской коалиции и добиться объединения страны.

Результатом заключения «горизонтального союза» было, в частности, то, что в 288 г. до н. э. правители Цинь и Ци договорились о своего рода разделе сфер влияния: после победы над противниками циньский правитель должен был принять титул «Западного императора», а циский — «Восточного».
Система управления государства при ханьских императорах соответствовали образцу, установленному Цинь Шихуаном и основывались на всеобщей и единой вертикали власти, а также политической ответственности. Систему земельного управления императоры также переняли у своих предшественников, основой которой служило административное и войсковое деление страны, снабжённое собственным автономным чиновничьим аппаратом. Административная модель являла собой три подразделения — гражданское, военное и контролирующее земельные ведомства. Провинции в свою очередь подразделялись на префектуры, возглавляемые префектами, те, в свою очередь, делились на субпрефектуры под началом субпрефектов. Низшей административной единицей служил округ, находившийся в подчинении у магистрата.
Структура органов исполнительной власти в Китае не претерпевала существенных изменений, за исключением того, что каждая династия добавляла к ней части, которые считала необходимыми. Изначальная система центральной администрации, известная как Три Отдела и Шесть Ведомств, проявилась в поздний период Хань и, постепенно меняясь во времена правления следующих династий, свелась к одному отделу — Дворцовому секретариату, который, в свою очередь, руководил действиями Шести Ведомств. В результате реформ основные нити управления страной сосредоточились непосредственно в руках императора. Китайский институт управления, основанный на наличии императора и правительства, оказался одним из самых устойчивых политических систем в истории человечества, он основывался на принципе строжайшей иерархии и незыблемости своих законов. Каждый — от императора до мелкого чиновника — знал, что его положение в общества и материальное благополучие определяются единством основных принципов устройства этого общества, которое представляло собой пирамиду. Такая концепция обосновывалась традиционностью, поддерживалась религиозными предписаниями, философией.

Источники:
ru.wikipedia.org
ancient.gerodot.ru
www.openreality.ru
www.my-article.net