+338.07
Рейтинг
918.75
Сила

Республика Тлашкала

Тлашкала
Мексиканский штат Тлашкала, с населением около 1 миллиона человек (около 1% населения всей Мексики), является самым маленьким, но самым плотно заселённым штатом Мексики. Расположенный на востоке центральной части Мексики в 100 километрах от Мехико этот штат занимает 4027 км2, что составляет 0,19% всей площади Мексики. Тлашкала граничит на юге, востоке и северо-востоке со штатом Пуэбла, на севере со штатом Идальго, а на западе с Мехико. Название Тлашкала происходит от слова на науатле, означающее «место рождения еды». Штатом с 60 муниципалитетами Тлашкала стала 5 февраля 1857 года.
Читать дальше →

Ацтеки Тройственного Союза


Во время классического пероида (200-1000 гг. н.э.) в Месоамерике появился ряд сверхдержав. Руины Теотиуакана возле Мехико и Монте-Альбана в Оахаке — остатки политий, чье влияние должно было быть обширно: население Теотиуакана достигало 100,000 человек. Эти могущественные центры были тем не менее в конце концов дестабилизированы, и при их упадке возросла роль второстепенной аристократии, образовывавшей в постклассический период непрочные союзы между своими небольшими региональными городами-государствами. В окрестностях долины Мехико эти народы объявляли себя наследниками великих традиций классического периода. Они называли себя «тольтеками», от названия Толлана, легендарной прародины, которой является либо Теотиуакан, либо Тула в Идальго.
Читать дальше →

Династическая история Вашактуна в раннеклассический период

Вашактун
Вашактун — один из важнейших центров древних майя, расположенный на севере департамента Петен (Гватемала). Он был открыт Сильванусом Морли в 1916 г. и получил свое имя по самой ранней известной на тот момент у майя стеле, относящейся к циклу 8 (waxak — «восемь», tun — «камень»). В 1926-1937 гг. на городище работала экспедиция Института Карнеги [1]. С 1983 г. здесь в рамках Национального проекта Тикаль возобновили работы гватемальские археологи [2].

Знаковость Вашактуна для истории и археологии майя подчеркивается тем фактом, что вся типология керамики области майя — основа археологической периодизации — базируется на материалах Вашактуна. Не вызывает сомнений, что в раннеклассический период (III-VI вв.) Вашактун был «образцовым» городом майя, одним из важнейших культурных центров. Тем не менее, его династическая история остается практически неизученной.
Читать дальше →

Льоке Йупанки, третий Инка

Город инков
Инка Льоке Йупанки был третьим правителем инкского государства. Его собственным именем было Льоке, что означает левый; из-за ошибки, которую допу-стили его учителя, воспитывавшие его, он стал левшой, и это имя сделалось его собственным. Имя Йупанки же было присвоено ему за его до-стоинства и подвиги.
Читать дальше →

Праздник святого Йоргена по-перуански или история одной революции

Крепость инков
Сочинение Фернандо де Монтесиноса «Древние исторические и политические памятные сведения о Перу» («De las Memorias Antiguas historiales y políticas de Pirú»), датированное 1624 годом, не пользуется особым доверием исследователей. Известный популяризатор культур доколумбовой Америки Милослав Стингл писал о Монтесиносе, что «за свои довольно необычные сообщения он даже заслужил прозвище 'перуанского барона Мюнхаузена'» [1. С.157]. Не очень почтительно отзывается о нем и Ю.Е.Березкин: «Ф.Монтесинос, чья хроника при фантастичности исторических данных небезынтересна для этнографа» [2. С.117].
Читать дальше →

Государства майя в системе международных отношений Мезоамерики классического периода


Изучение истории Мезоамерики классического периода долгое время было ориентировано на отдельные регионы, которые рассматривались отдельно друг от друга. В еще большей степени это касается области майя. Исследователи 1-й половины ХХ в. (Сильванус Морли, сэр Джон Эрик Томпсон) полагали, что до Х в. в этот регион не проникали никакие внешние влияния, а майя были включены в орбиту мезоамериканской цивилизации лишь после тольтекского вторжения [1]. Открытия археологов в Каминальхуйу в горной Гватемале, а также в Тикале и Альтун-Ха продемонстрировали обширные связи майя с Центральной Мексикой [2]. С этого времени вопрос о роли майя в Мезоамерике стал предметом обширных дискуссий.
Читать дальше →

«U Tzucul Katun» – организация войска у поздних юкатанских майя


Проблемы организации войска и военного искусства майя постклассики касались довольно многие авторы. Особенно часто в поле зрения оказывалось вооружение и оборонительные сооружения. Здесь мало что можно добавить нового, однако вопросы, непосредственно смыкающиеся с представлением о социальной организации майя не кажутся однозначно разрешенными и оставляют большие возможности и для переинтерпретаций.
Речь идет о структуре войска и способах укомплектования состава, в том числе командного. Непосредственно этот вопрос смыкается с проблемой вооружения и применяемой тактики.

Читать дальше →

Дань в обществе юкатанских майя по материалам испанских колониальных источников


Общество майя эпохи постклассики предоставляет уникальную возможность изучения общественных отношений в раннем государстве, поскольку те стороны общественной жизни, которые часто не находят отражения в археологических и письменных источниках Старого Света были подробно задокументированы испанскими завоевателями. Среди них — такой важный вопрос, как экономические отношения между правителем и общиной.
Читать дальше →

Сакральная власть майяских царей (III–IХ вв. н.э.)

Бюст вождя майя
Центральная область майя (или низменности майя) – это обширный регион, включающий в себя юг Мексики (штаты Чиапас, Табаско, Кампече и Юкатан), северные департаменты Гватемалы, Белиз и часть Гондураса. По природным условиям это известняковая низменность (90 – 200 метров над уровнем моря), большая часть территории которой покрыта влажной тропической растительностью. Главные реки текут на западе (Усумасинта), юге (Пасьон) и востоке (Ондо, Белиз и Мотагуа) региона, в то время как его центр составляют заболоченные местности и озера.


Доколумбова история майя подразделяется на три периода: доклассический, или формативный (2000 г. до н.э.–250 г. н.э.), классический (250–900/1000 гг. н.э.) и постклассический (900/1000–1530 гг. н.э.). Классический период обычно рассматривается как «золотой век» в развитии культуры майя. Действительно, эта эпоха является наиболее хорошо документированной благодаря наличию значительного числа письменных источников1.
Читать дальше →

Политическая жизнь древних майя

Древние майя
Политическая жизнь древних майя — в особенности характер их государственного устройства и взаимосвязи между отдельными государствами — наиболее интересное направление в современных историко-археологических исследованиях. Это произошло в результате успешного перевода иероглифических текстов майя — достижения, ставшего нашим достоянием всего лишь одно-два десятилетия назад. Прочтение текстов и познание того, что майя сами говорили о себе, со всем их историческим и политическим содержанием, открыло нам новую широкую перспективу. Между прочим, легко заметить, что ситуация с майя совсем не похожа на то, что мы наблюдаем в египетской, месопотамской или китайской археологии. Там местные системы письма были прочитаны уже давно, а другие аспекты археологической науки сформировались вокруг этих центральных источников знания; напротив, наши сведения об иероглифической письменности майя развивались более медленно, и мы только сейчас стали приспосабливать к ней (т. е. к письменности) многие другие открытия археологии.
Читать дальше →