+338.07
Рейтинг
918.75
Сила

Лубаантун - «место упавших камней»


Этот позднеклассический церемониальный центр, расположенный на юге Белиза, отличается необычным стилем в архитектуре. Большие пирамиды и резиденции отделаны каменными блоками, подогнанными друг к другу без строительного раствора. Поскольку в обнаруженных строениях не было найдено дверей и проходов, было сделано предположение, что на их вершинах раньше стояли деревянные постройки-здания, и так как они были сделаны из непрочных материалов, то поэтому не сохранились. На языке майя название Лубаантун означает «место упавших камней».
Читать дальше →

Тмутараканское княжество


Княжество с центром в г.Тмутаракань (Гермонаса или Таматарха, город на Таманском полуострове, основанный греками в V в. до н.э. Ныне станица Таманская), располагалось на Таманском полуострове и восточной части Крыма с конца X века после гибели Хазарского каганата.
Княжество не имело устоявшейся княжеской традиции. Удаленное пограничное положение княжества приводило к частой смене князей, как правило изгоев, которые использовали его как базу для собирания военных сил с целью возврата отчего стола.
Читать дальше →

Военная слава Новгорода


В течение многих столетий Новгород вёл вполне самостоятельную внешнюю политику. Вначале основной её целью было расширение государственной территории. В XIII — XV веках главной задачей стало сохранение в непрекосновенности границ новгородской державы и защита государственной самостоятельности новгородской республики. Для того чтобы добиться выполнения указанных задач Новгороду приходилось вести войны, отправлять осольства, заключать договора, вступать в союз и расторгать союзнические отношения. В целом, несмотря на отдельные неудачи, сила новгородского войска и искусство новгородских дипломатов обеспечивали выполнения обеих задач.
Читать дальше →

Политическая история шумерских городов-государств


В зависимости от политического преобладания того или иного центра историю Шумера в первой половине III тысячелетия до н. э. принято делить на три последовательных этапа, составляющих раннединастический период.
Читать дальше →

Мотекусома Шокойоцин и Моктесума II:

Монтесума II
Со времен позднего эллинизма тема «личности в истории», особенно личности правителя или политического лидера, была и остается одним из самых излюбленных предметов исследований как для собственно историков, так и для представителей смежных с историей дисциплин. Однако не так часто нам выпадает возможность кросскультурного сопоставления образа определенного исторического лица, который во всех своих деталях, даже самых незначительных на первый взгляд, воплощает в себе представления о власти, выработанные представителями каждой из этих культур. В абсолютном большинстве работ, посвященных завоеванию центральной части территории современной Мексики, его первый этап (с февраля 1519 г. по июнь 1520г.) представлен как столкновение двух антиподов по складу характера, главы конкистадоров Эрнандо Кортеса и девятого верховного правителя мешика (ацтеков) и подвластных им политических образований (науат. huey tlatoani) Мотекусомы Шокойоцина (науат. «молодой» или «самый младший из детей»).
Читать дальше →

Военный союз царств Сияхчан и Аке в конце VIII века


Реконструкция политической истории в последние годы стала преобладающим направлением в исследованиях цивилизации майя. Данная сфера научной деятельности базируется преимущественно на чтении и анализе иероглифических текстов древних майя. Большинство известных иероглифических текстов майя относятся к классическому периоду (250 — 900/1000 гг. н.э.), который являлся временем наивысшего расцвета культуры майя. Характерной чертой эпиграфических надписей майя является то, что они состоят из одного типа — царских надписей. В отличие от древней истории Старого Света, для I тыс. н. э. не сохранилось каких-либо нарративных источников, сравнимых, например, с произведениями античности. Особенность эпиграфических надписей майя как исторического источника состоит в том, что они представляли собой «материализованную историю» царей и царств. Главную роль здесь играет особая циклическая концепция времени, характерная для Мезоамерики в целом. Согласно этой концепции повторение одних и тех же дат означает повторение фактов. То есть, фиксация того или иного события предполагает, что оно произойдет еще раз. Таким образом, сведения, которые содержались в эпиграфических надписях, с ходом времени претерпевали редакцию в соответствие с доминировавшей идеологической моделью.
Читать дальше →

Гибель экспедиции Серебренникова на Медной реке в июне 1848 года


Зорин А.В.

В один из дней июля 1848г. в кают-компанию шхуны «Тунгус», стоявшей на рейде Константиновской крепости в заливе Нучек (совр. о. Хинчинбрук), вошёл среднего роста смуглый, широколицый и скуластый человек лет тридцати пяти, чьи длинные чёрные, расчёсанные на пробор волосы были перехвачены на затылке тонким шнурком. В мочки ушей его, словно серьги, были продеты длинные снизки разноцветного бисера. Одет он был в соболью парку, синий халат с красными отворотами, а на ногах его красовались замшевые торбасы, шитые бисером. Войдя в каюту, он поклонился собравшимся там людям, среди которых находился горный инженер П. П. Дорошин, и сказал им по-русски: «Здравствуй». Следом вошёл толмач, перекрестившийся на образа в углу. Заметив этот благочестивый жест, гость, уже было присевший, вновь приподнялся, помолился перед иконами и повторил своё приветствие: «Здравствуй».
Читать дальше →

Мексиканское общество «ре-индеанизировалось»


Интервью Эрманна Беллингаузена для «Радио Нидерландов» 6 июля 2007 г.
Вопросы задавала Мария Инес, AIUTO, Испания.
Перевод с испанского Таракихи.


Эрманн Беллингаузен – журналист, писатель и основатель ежедневной мексиканской газеты «Ла Хорнада». С января 1994 года работает в Чиапасе в качестве собственного корреспондента газеты, освещая события сапатистского движения, и в частности, так называемой «Другой кампании» – похода по различным регионам Мексики, предпринятого сапатистскими лидерами для обмена идеями с другими движениями, преимущественно индейскими. Беллингаузен также является автором газеты «Охараска» (Ojarasca), которая в основном специализируется на публикациях, посвященных движениям коренных народов Мексики и всей Америки.
Читать дальше →

Цивилизация ольмеков

Гигантская голова ольмека
После симпозиума «Региональные перспективы в ольмекской проблеме» в 1983 г., термин «ольмеки» решено использовать в узком значении: общество и археологическая культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива во II — I тыс. до н. э.

Самые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах.
Читать дальше →

Майяпан

Обсерватория Майяпана
Майяпан (древнее название Ичпаа Майяпан), город цивилизации майя постклассического периода на севере полуострова Юкатан, в 40 км к юго-востоку от современного города Мерида (столица штата Юкатан, Мексика). По одной традиции (в хрониках, записанных в 16 в. в «Книгах Чилам-Балам») Майяпан впервые упомянут в конце 12 – начале 13 вв., в связи с тем, что Хунак-Кеель, служивший у правителя Майяпана Ах-Меш-Кука, был брошен в колодец в качестве жертвы, спасся и стал правителем Майяпана. Затем он возглавил восстание против Чичен-Ицы, захватил и разрушил её. В отместку потомки жителей Чичен-Ицы через несколько десятилетий захватили Майяпан. Согласно древней традиции (в «Сообщении о делах в Юкатане» Диего де Ланды) Майяпан был основан мифическим правителем Кукульканом. Между 1263 и 1283 годами к власти в Майяпане при помощи наемников, говоривших на науаских языках, пришла династия Коком (возможно, связана с титулом к’ухуль-коком, использовавшимся в Чичен-Ице в 9 в.). Их государство контролировало всю территорию Северного Юкатана.
Читать дальше →