0.00
Рейтинг
0.00
Сила

Система управления Вавилона времен Навуходоносора II

Система управления Вавилона времен Навуходоносора II

На рубеже VII-VI вв. до н. э. в правление царя Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э.), захватившего Сирию и Палестину, крупнейшим государством становится Вавилония. Наступает временное экономическое, политическое и культурное возрождение страны.
Управление было направлено на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сферах производства и строительства.

При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу. Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений. Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества.
Навуходоносор II взошел на вавилонский трон после смерти своего отца, Набопаласара, в 605 г. до н.э. За 43 года своего правления он возродил Вавилонскую империю и практически заново отстроил ее столицу – великолепный город Вавилон. Навуходоносор II использовал рабочую силу со всех концов своей империи. Среди рабочих были и иудеи, взятые в плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима в 586 году.
Древневавилонское царство представляло собой централизованное государство. В руках царя была сосредоточена законодательная, исполнительная и судебная власть. Вместе с тем царская власть не была сильной. Царь рассматривался как наместник и служитель бога на земле. Таким образом, глава государства не был самостоятельным, его деятельность направлялась свыше, богом. Снизу царская власть ограничивалась сильным духовенством и богатыми городами. Три священных города Вавилонии – Ниппур, Сиппар и Вавилон – имели льготные грамоты, ставившие их в привилегированное положение. Царь не имел права сажать в тюрьму граждан этих городов, требовать с них солдат, заставлять работать в храмовых хозяйствах. Блюстителями неприкосновенности прав городов выступали жрецы.
Древневавилонский правитель создал отлаженный механизм управления. Достигнуто это было путем личного внимания ко всем, даже мельчайшим делам своего государства. Поэтому в государстве ценились умелые и опытные чиновники. Служилая знать вытеснила родовую. Все управление было сосредоточено в царском дворце. Дворцовая система управления отличалась тем, что лица, управлявшие царским хозяйством, занимали высшие должности в государстве; четкого разграничения функций между ними не было. Среди высших сановников государства – визирь, дворецкий, начальник финансов, кравчий, главный военачальник. Очень высоко ценились писцы.
В системе государственных органов управления различались центральные и местные. Большими городами управляли наместники царя. На местах, хотя и со значительно ограниченными функциями, сохранялись органы общинного самоуправления, осуществлявшие некоторую административную, финансовую, судебную власть.
Судебные функции выполняли чиновники, назначаемые царем: наместники и правители местности. Высшей судебной инстанцией был царь. Общинные и храмовые суды все больше теряли свое значение.
Крупные города управлялись советом старейшин, главным образом из числа жрецов, во главе с верховным жрецом или с храмовым экономом. Совет старейшин обладал судебными и административными функциями. Также различались «царские города» – административные центры и самоуправляющиеся города, обладающие рядом привилегий.
В Вавилоне существовала постоянная армия.
Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего, на свободных и рабов.
Рабы составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные (например, преступники и несостоятельные должники). Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабов продавали, закладывали. Повреждение их здоровья или лишение их жизни считалось не более как повреждением имущества их господина, которому виновный обязан возместить ущерб. Например, за лишение жизни раба-вольноотпущенника по неосторожности виновный был обязан отдать раба за раба; за смерть раба в доме кредитора по вине последнего, за умерщвление его бодливым быком господину уплачивалась треть мины; за повреждение глаза рабу или неудачную операцию, повлекшую его смерть, – половина его стоимости. Раб не имел права самостоятельно распоряжаться чем бы то ни было из имущества господина, даже если пользовался большим доверием со стороны последнего. Купля-продажа, совершенная с рабом, наказывалась смертной казнью для покупателя. За содействие бегству и укрывательство раба или отказ его выдать виновный подлежал смертной казни. Наоборот, поймавший раба и доставивший его господину получал за услугу награду. Для обозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые или выжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен на другого.
Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.
Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные свободные граждане (человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства. Однако полноправные граждане не были однородным сословием.
Полноправным гражданам противостояли неравноправные. На неравноправное положение указывает наказание за преступление против неравноправного. Членовредительство, нанесенное «мужу», каралось соответствующим членовредительством виновного, но если членовредительство было совершено по отношению к неравноправному, то виновный платил лишь штраф.
Подобно любому городу, Вавилон состоял из ряда отдельных районов. Храмы, дворцы и другие общественные здания находились в западной половине Старого города, а жилые кварталы – в восточной его половине и на другом берегу Евфрата в Новом городе.
Население Вавилона было очень смешанным как по национальному, так и по социальному составу. Вавилон был городом, в котором основательно перемешались крови многих народов.
В социальном плане в городе существовало два больших деления, которые в какой-то степени проникали друг в друга. Одно было деление на свободных людей и рабов, а другое – на служащих храмов и мирян (членов общины, живущих в миру). Храмовые служащие, куда входили люди от рабов самой низшей категории до высокопоставленных жрецов, которые могли оспорить действия самого царя, образовывали почти государство в государстве.
Обязанности раба мужского пола, находившегося в частной собственности, сводились главным образом к ручному труду и зависели в некоторой степени от занятия или ремесла его владельца. Рабыни молодого возраста исполняли не только обязанности служанки при хозяйке дома, но и были наложницами либо хозяина дома, либо одного из его сыновей-подростков. Любые дети, рожденные рабыней, становились рабами, если только глава семьи официально не признавал их своими собственными детьми, что, вероятно, случалось лишь тогда, когда его жена была бездетна.
Во времена Навуходоносора в среднем доме было два-три раба, хотя, конечно, средние цифры не отражают полноты картины: богатые семьи могли владеть значительно большим количеством рабов, а бедные – не иметь их вовсе.
Свободные люди могли заниматься многочисленными ремеслами, хотя нельзя сказать, что любой отдельно взятый человек имел широкий выбор ремесел или профессий. Принцип наследственности был очень силен, и были очень велики шансы, что человек пойдет по стопам своего отца.
Выучиться ремеслам и профессиям можно было, главным образом, пойдя в ученики либо к частному мастеру-ремесленнику, либо в гильдию. Получение официального образования было связано, вероятно, с храмами для тех, кто хотел изучать богословие, право или медицину, в основе чего лежало искусство писца.
На вершине общественного устройства находился царский двор и царь, сам Навуходоносор.
Среди придворных Навуходоносора были главным образом губернаторы провинций, военачальники, дипломаты, иностранные принцы, которых держали в заложниках, и члены царской семьи и другие родственники государя. Среди чиновников, которые были особо упомянуты при дворе Навуходоносора, были такие: главный пекарь, главный военный начальник (то есть главнокомандующий), человек при дворце (то есть лорд-гофмейстер), секретарь наследного принца и ответственный за гарем.
При Навуходоносоре Вавилония превратилась в процветающую страну. Вавилон превратился в крупнейший город на Древнем Востоке с населением около 200 тысяч человек.
Царь возвёл новый дворец на месте временного, построенного Набопаласаром и пришедшего в негодность. Он выстроил его из такого материала, что, несмотря на постоянные разрушения и расхищения для построек современного города Хилле, большая часть фундамента уцелела до сих пор. Платформа была поднята на три метра над почвенной водой, а стена, окружающая весь комплекс помещений, была в несколько метров толщиной, и была облицована эмалированными кирпичами с пёстрыми орнаментами. Не довольствуясь этим дворцом, занимавшим пространство более четырёх десятин, царь застроил ещё прилегающий с севера участок такой же величины, употребив на это всего пятнадцать дней. Тронная зала имела стены, украшенные цветной эмалью – пальметтами и изображениями колонн.
На самом севере Вавилона Навуходоносор выстроил на высокой платформе дачный дворец. Также им были сооружен знаменитый висячий парк, т. н. «Висячие сады Семирамиды» – одно из 7 чудес света.
Не менее грандиозны были работы для укрепления Вавилона. Кроме ограждавших древний город Имгур-Бела и Нимитти-Бела не было стен для защиты частей города, возникших вне их. Навуходоносор выстроил стену к востоку от города в прямом направлении с севера на юг. Но город рос при нём слишком быстро; пришлось отступить ещё далее к востоку и заключить город в тройную стену, шедшую под углом от Евфрата к северу, от дачного дворца до Евфрата, против Борсиппского канала. Стены были выстроены из кирпичей с асфальтом и были «вышиной с гору»; вдоль её по ту сторону был выкопан ров со скатами, обложенными кирпичами с асфальтом. Общая толщина всех трёх стен, с засыпанным землёй промежутком, доходила до 30 метров. Длина северо-восточной стороны – около четырёх тысяч локтей (около 2 км); приблизительно через каждые сорок четыре локтя (18 – 19 м) была башня.
От берега Евфрата у Вавилона до Киша, а затем от Сиппара до Описа, то есть от Евфрата до Тигра, были насыпаны валы, обложенные кирпичами с асфальтом. Целью этой работы было, по словам Навуходоносора, «на расстоянии двадцати двойных часов от города собрать воды, подобные водам моря, вокруг города», то есть в случае неприятельского нашествия затопить всю окружающую местность, среди которой вавилонская область могла бы выдаваться, подобно острову. Устроенные им сооружения имели целью сделать Вавилон недоступным или, по крайней мере, на время задержать неприятельское войско.
Вавилон стал центром международной торговли. Велось дорожное строительство, много внимания уделялось искусственному орошению. В частности, около Сиппара был создан большой бассейн, откуда шло много каналов, с помощью которых регулировалось распределение воды во время засухи. В Вавилоне велось интенсивное строительство. Навуходоносор достроил вавилонский Зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня), доведя его высоту до 90 м, перестроил Эсагилу (храм) и придал ей небывалую пышность, а также построил новый дворец.
Подводя итог надо отметить, что при Навуходоносоре II Вавилония превратилась в процветающую страну. Это было временем полного возрождения, экономического расцвета и культурного развития. При Навуходоносоре II Вавилон превратился в мощную крепость.
Царь Навуходоносор II (605 – 562 гг. до н. э.) внёс свои отличительные элементы в систему государственного управления:
— ввёл систему производственного контроля на текстильных фабриках и зернохранилищах (в текстильной промышленности использовалась система цветных ярлыков, когда еженедельно по-новому метились партии поступающей пряжи; с помощью системы определялось количество и качество пряжи, а так же срок ее хранения на складе);
— начал масштабное строительство в рамках всей страны («Висячие сады Семирамиды», проект Вавилонской Башни и т.д.);
— организовал совет старейшин из числа жрецов с целью управления крупными городами (обладали судебными и административными функциями).
Характер правления Навуходоносора II можно определить как производственно-строительный. Производственно-строительная идея, объединяющая функции государственного контроля с производством и строительством, стала эволюционным шагом развития управления, в частности, управлять грандиозными строительными проектами.
Власть царя ослабевает. При Навуходоносоре II влияние жрецов на систему управления становится значительным, появляются самоуправляющие города, т.е. укрепляется влияние жрецов, крупные города становятся более независимыми и получают ряд значительных привилегий.

Источники:
1. История государства и права зарубежных стран. Учебник / Под ред. проф. К. И. Батыра. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2003. – 496с.
2. Ишков М.Н. Навуходоносор. – Москва: Астрель, 2001.
3. Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. — М., 2005.
4. Рыжов К. Все монархи мира. Древний Восток. – Москва: Вече, 2001.