Управление в Московском царстве времён опричнины Ивана IV Грозного.
Правление Ивана IV началось в 1547 году, на начальном этапе велось совместно с «избранной радой».
Начиная с 1549 года формой правления при Иване Грозном была уже сословно-представительная монархия. При этой форме правления в системе управления государством основным элементом являлись, так называемые, земские соборы – собрания представителей различных слоёв населения Москвы (за исключением крепостных крестьян). Так же параллельно наличествовали боярские думы, с коими у царя был постоянные конфликт, приведший в итоге практически к расколу во власти.
Влияние церкви на власть в то время было огромным. Самого царя венчал на царство митрополит Московский и всея Руси Макарий. При нём, в 1551 году, состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской православной церкви. Так же проводились «Макарьевские соборы» с целью канонизации русских святых. Митрополит Макарий созвал эти соборы с целью канонизации русских святых, исходя из понимания «особого положения русской церкви во Вселенной» и «свершившегося факта политического объединения Руси».
На Стоглавом соборе Иваном Грозным была предпринята попытка обогатить обнищавшее государство за счёт огромных церковных богатств и земель. Но это было встречено яростным сопротивлением (в первую очередь сторонниками иосифлянства), что вызвало гнев царя. Все же были заключены множественные соглашения.
Была проведена реформа местного управления, проходившая сложного и неоднообразно – земская и губная реформы, при которых власть на местах по большей части стала избираться самостоятельно, в какой-то мере появилось местное самоуправление.
При Иване IV была предпринята попытка дворянского сословия повысить свой статус и прежде всего за счёт бояр, но особого успеха не имела. Само по себе усиление русского государства в то время было выгодно всем высшим сословиям.
В 1560 году прекращает своё существование избранная рада. Царь видел в ней большое препятствие к централизации власти в стране и как следствие сосредоточение ее в руках монарха.
В конце 1564 года Иван Грозный уехал из Москвы, в начале 1565 года объявляет опричнину. Вернувшись в столицу он создал «свою» опричную боярскую думу, так же параллельно существовала прежняя дума, которая управляла остальной частью страны – земщиной. Усилился конфликт с церковной властью, которая выступала против опричнины. Был уничтожен последний князь на Руси, как могущий претендовать на царский трон. В декабре 1569 года состоялся поход на Новгород. В 1572 году опричнина была отменена, как бы за несостоятельностью, но по мнению некоторых историков продолжала существовать и после под именем «государева двора».
Сама по себе опричнина никаких положительных последствий для развития страны не имела, являлась скорее только орудием узурпации власти самим Иваном Грозным. После его смерти всё по большей части вернулось на свои места и пошло своим историческим чередом. То количество зла, которое принесла опричнина, никак не может быть оправдано теми скромными результатами, если о них вообще есть смысл говорить.
ru.wikipedia.org/
ricolor.org/
Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1993. С. 433
Начиная с 1549 года формой правления при Иване Грозном была уже сословно-представительная монархия. При этой форме правления в системе управления государством основным элементом являлись, так называемые, земские соборы – собрания представителей различных слоёв населения Москвы (за исключением крепостных крестьян). Так же параллельно наличествовали боярские думы, с коими у царя был постоянные конфликт, приведший в итоге практически к расколу во власти.
В земских соборах так же принимало участие духовенство, первые два из них являлись одновременно и церковными соборами (1549 и 1551 гг.). Позже в земских соборах принимали участие только митрополит и высшее духовенство, а сами церковные соборы проводились отдельно.
Влияние церкви на власть в то время было огромным. Самого царя венчал на царство митрополит Московский и всея Руси Макарий. При нём, в 1551 году, состоялся знаменитый Стоглавый Поместный Собор Русской православной церкви. Так же проводились «Макарьевские соборы» с целью канонизации русских святых. Митрополит Макарий созвал эти соборы с целью канонизации русских святых, исходя из понимания «особого положения русской церкви во Вселенной» и «свершившегося факта политического объединения Руси».
На Стоглавом соборе Иваном Грозным была предпринята попытка обогатить обнищавшее государство за счёт огромных церковных богатств и земель. Но это было встречено яростным сопротивлением (в первую очередь сторонниками иосифлянства), что вызвало гнев царя. Все же были заключены множественные соглашения.
Была проведена реформа местного управления, проходившая сложного и неоднообразно – земская и губная реформы, при которых власть на местах по большей части стала избираться самостоятельно, в какой-то мере появилось местное самоуправление.
При Иване IV была предпринята попытка дворянского сословия повысить свой статус и прежде всего за счёт бояр, но особого успеха не имела. Само по себе усиление русского государства в то время было выгодно всем высшим сословиям.
В 1560 году прекращает своё существование избранная рада. Царь видел в ней большое препятствие к централизации власти в стране и как следствие сосредоточение ее в руках монарха.
В конце 1564 года Иван Грозный уехал из Москвы, в начале 1565 года объявляет опричнину. Вернувшись в столицу он создал «свою» опричную боярскую думу, так же параллельно существовала прежняя дума, которая управляла остальной частью страны – земщиной. Усилился конфликт с церковной властью, которая выступала против опричнины. Был уничтожен последний князь на Руси, как могущий претендовать на царский трон. В декабре 1569 года состоялся поход на Новгород. В 1572 году опричнина была отменена, как бы за несостоятельностью, но по мнению некоторых историков продолжала существовать и после под именем «государева двора».
Сама по себе опричнина никаких положительных последствий для развития страны не имела, являлась скорее только орудием узурпации власти самим Иваном Грозным. После его смерти всё по большей части вернулось на свои места и пошло своим историческим чередом. То количество зла, которое принесла опричнина, никак не может быть оправдано теми скромными результатами, если о них вообще есть смысл говорить.
ru.wikipedia.org/
ricolor.org/
Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1993. С. 433